Детям и подросткам

Советы об учебе

Совет первый: Заниматься лучше с утра. Если вы учитесь с утра, в первую смену, то после школы вам следует пообедать, немного отдохнуть, погулять и затем садиться заниматься, обязательно в одни и те же часы.
Совет второй. Очень важно правильно настроить себя на подготовку к экзаменам, заинтересоваться тем, что вы делаете. Вам необходимо убедить себя в том, что занятие, которое вы делаете, необходимо для вас, а не для учителей и родителей.

Спойлер

Совет третий. Все хорошо сегодня идет, только вот один вопрос вызывает затруднения. Что ж, отложите его на некоторое время. поучите пока другой, отдохните и снова беритесь за первый, сложный для вас вопрос.
Совет четвертый. Не забудьте про такое важное правило: если сел за занятия, не отвлекайся! Приступая к работе, наведи порядок на столе, чтобы ничто не отвлекало. Сразу приготовьте и положите перед собой стопкой все нужные учебники и тетради. Свет на твой рабочий стол должен падать слева.
Совет пятый. Умственная работа тяжелее физической. По усталости ума люди делятся на два типа. Огромное большинство во вторые полчаса работают лучше, чем в первые. Так что если работа сначала идет несколько вяло, не страшно, дальше будет лучше, бросать дело не стоит.
Совет шестой. Через каждый час делайте перерыв, как в школе, минут десять. Хорошо в эту «перемену» выполнить несколько несложных физических упражнений. Сделайте какую-нибудь работу по дому. Не советуем читать какую-то художественную литературу. Пусть голова отдохнет.

Источник

[свернуть]

Отношения с родителями

1. Проявляйте внимание к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуйте их чем – нибудь. Это помогает наладить контакт.
2. Постарайтесь объясняться с родителями человеческим языком – это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми.

Спойлер

3. Попросите родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведет к более глубокому пониманию между вами.
4. Помните, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение. Постарайтесь не устраивать в это время дома шумных вечеринок.
5. Если родители ведут себя с вами как с маленьким ребенком, напомните вежливо им, что вы уже повзрослели и хотели бы вместе с ними решать проблемы, связанные с вашей жизнью.
6. Дайте понять родителям, что вы нуждаетесь в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.
7. Разговаривайте со своими родителями, сообщайте им новости вашей жизни.
8. Старайтесь не обманывать родителей. Тайное все равно становится явным.
9. Помните, что родители тоже могут совершать ошибки. Будьте снисходительны.
10. Родительский запрет чаще всего оказывается правильным решением. Задумайтесь, что бы произошло, если бы вам было позволено все.
11. Если произошла ссора и вы чувствуете себя виноватым, найдите в себе силы подойди первым. Уважение вы не потеряете, поверьте.
12. Установите с родителями границы личной территории, но не раздражаясь, не требуя. Просто попросите их об этом.
13. Работа по дому служит отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Отнеситесь к ней с пониманием.
14. Возвращение домой к определенному времени – это способ оградить себя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаетесь, обязательно позвоните, они же волнуются. Поберегите их для себя.
15. О наказаниях. Родители могут прекратить поощрения, отлучить вас от друзей. И все это может произойти, как вы считаете, из – за пустяка. Родителей же этот «пустяк» может вывести из себя. Подумайте, может быть, родители видят опасность, которую вы либо не осознаете, либо приуменьшаете.
16. Требуйте, чтобы родители объясняли мотивы своего поведения по отношению к вам и вашим друзьям. Может быть, вам станет понятно, почему они поступают так или иначе.
17. Если вы рассержены на кого – либо из друзей, учителей, раздражены на грязь, слякоть, а также на «двойку», поставленную «ни за что», не срывайте зло на родителях. Это не благоразумно и приводит к печальным последствиям.

Источник

[свернуть]

Как управлять своими эмоциями

1. Полностью избавится от эмоций и не разумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, «все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся».
2. Джонатан Свифт сказал: «Отдаваться гневу часто – всё равно, что мстить самому себе за вину другого». Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.

Спойлер

3. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И на оборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы».
4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции. Подавленные чувства всё равно выльются наружу тем или иным способом, или могут стать причиной заболевания. Лучше отыграй эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
5. Если у тебя возникло раздражение или злость, не борись с ними, а попытайся «отделить» их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Всё это способствует угасанию негативных эмоций.
6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.

Источник

[свернуть]

Несколько полезных установок в общении

1. Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.
2. Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и не повторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.

Спойлер

3. Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.
4. Помни о том, что любой человек по своей сути имеет уникальную способность к изменению.
5. Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.
6. Научись принимать любого человека целиком, таким, каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
7. Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней и безопасней.

Источник

[свернуть]

Сделай свой выбор.Выбери жизнь

Люди начинают принимать наркотики по разным причинам: потому что это модно, или в попытке убежать от проблем, или просто от скуки. Но какими бы ни были, это, скорее всего, будет не Ваш собственный выбор, а решение, навязанное другими. Чтобы этого не произошло, Вам необходим полный доступ к нужной информации из надежного и достоверного источника.

Спойлер

Иногда, желая соответствовать образу жизни тех людей, с которыми Вы хотели бы общаться и дружить, Вы начинаете принимать наркотики, потому что это приветствуется в их компании. Еще сложнее отказать, если эти люди – Ваши родные и близкие.
Самый надежный способ выйти из такой ситуации – предложить обсудить проблему, а не просто сказать «нет». Если Вы категорично отказываетесь, это может вызвать лишнюю агрессию, оппонент наверняка попытается навязать свою точку зрения. Вместо конструктивного диалога, Вам придется оправдываться. Психологи предлагают использовать конструкцию: «Я не хочу, чтобы…». Эта формула лишит оппонента возможности оспаривать Вашу позицию.

Когда Вы отказываетесь от наркотиков, Вы должны знать, что так же поступило большинство молодых людей во всем мире.

Воздействие наркотиков
Некоторым кажется, что употребление наркотиков (особенно на ранних этапах) имеет свои плюсы и минусы, и каждый, кто их употребляет, испытывает как положительное, так и отрицательное влияние. Обычно желание прекратить употребление наркотиков возникает только тогда, когда плюсов не остается вовсе.
По сути своей наркотики – это яды. Их воздействие на организм зависит от величины дозы. Небольшое количество действует на человека возбуждающе, большое количество подавляет активность. Увеличение дозы может убить.
Прежде всего, наркотики влияют на нервную систему. Это действие заключается в развитии особых состояний, которые снимают болевые ощущения, изменяют настроение, психический и физический тонус. Появляется чувство легкости, эйфория, сосредоточенность на ощущениях, иллюзия освобождения от проблем и забот.
Но при повторных приемах в короткие сроки проявляются тяжелые последствия хронического отравления организма: поражение внутренних органов, нервной системы, головного мозга.
При употреблении наркотиков неизбежно снижается активность дыхательного центра. Наркоман обрекает себя на пожизненное кислородное голодание (гипоксию).
Осознанный выбор и обоснованное решение
Чтобы проверить, знаете ли Вы, каким рискам подвергаете свое здоровье и жизнь, предлагаем ответить на следующие вопросы:
Какой наркотик Вы в действительности принимаете/собираетесь принять?
Что Вы знаете о человеке, который продал Вам наркотик?
Принимаете ли Вы что-нибудь еще (алкоголь, другие наркотики или лекарственные препараты), что может взаимодействовать с наркотиками?
Насколько вероятно, что опыт употребления наркотиков принесет Вам положительные эмоции и не вызовет серьезных последствий?
Вы уверены, что даже если в первый раз все обошлось, в дальнейшем все будет так же хорошо?
Вы уверены, что сможете контролировать размер дозы, и что употребление наркотиков не навредит Вам?
Можете ли Вы себе это позволить?
Вы знаете, как сделать процесс употребления наркотиков менее опасным?
Есть ли в компании человек, который в случае надобности сможет Вам помочь?
Вы знаете, что нужно делать, если что-то пойдет не так?
Вы уверены, что употребление наркотиков – это Ваш личный выбор, Вы действуете добровольно и Вас к этому не принуждают?

Рассмотрим долгосрочные последствия приема наркотиков
Если вы недавно начали употреблять наркотики, то пока испытываете только приятные ощущения и думаете, что держите все под контролем. Однако не стоит забывать, что вскоре Вы столкнетесь с негативными эффектами. И важно узнать об этом сейчас, чтобы остановиться.
Далее мы расскажем о возможных последствиях употребления наркотиков. Также мы советуем Вам поговорить об этой проблеме с тем, кому Вы доверяете: с другом или членом семьи.
Но самое главное: Вы должны помнить, что употребление наркотиков фатально изменит Вашу жизнь. Задумайтесь, каким Вы видите свое будущее?

Последствия:
Отношения. Через некоторое время после начала приема наркотиков Вы можете обнаружить, что Вам стало трудно общаться с людьми. Когда Вы постоянно употребляете наркотики – конфликты с друзьями, коллегами, родителями становятся неизбежны.
Безопасность. При употреблении наркотиков Вы неминуемо окажетесь в такой ситуации, когда не сможете полностью контролировать свои действия. При этом такая ситуация возможна и тогда, когда Вы находитесь в состоянии наркотического опьянения, и тогда, когда Вы пытаетесь получить деньги и купить запрещенные вещества.
Учеба. Если Вы учитесь в школе или в университете и принимаете наркотики, в конечном итоге, Вы перестаете справляться с нагрузкой и не можете усваивать программу в полном объеме. Это, в свою очередь, повлечет за собой проблемы со сдачей экзаменов и трудности с дальнейшим трудоустройством.
Работа. Если Вы употребляете наркотики, выполнять любую работу становится непросто: внимание рассеивается, из-за проблем со здоровьем вам сложно соблюдать трудовую дисциплину. Эффекты от употребления наркотиков могут, в том числе, сделать опасным выполнение производственных обязанностей из-за возможности причинить вред себе или окружающим. Это значительно снижает перспективы карьерного роста и приводит к увольнению.
Финансы. Часто те, кто употребляет наркотики, тратят все свои средства на покупку препаратов. И оплатить счета или купить предметы первой необходимости им становится все труднее. Задумывались ли Вы о том, сколько могли бы сэкономить, если бы не употребляли наркотики? Регулярное применение запрещенных препаратов может быть недешевым. А попытки найти деньги может толкнуть наркозависимого на преступление.
Зависимость. Когда человек принимает наркотики, он попадает в зависимость от них. Это означает, что Вы уже не сможете обходиться без них, Вам придется тратить все время на поиск денег на дозу, которая с каждым разом будет увеличиваться.
Насилие. Если Вы принимаете наркотики, Вы могли заметить, что Вы ведете себя необычно. Некоторые препараты могут подтолкнуть Вас на совершение противоправных действий, или под действием наркотика вы сами можете стать жертвой преступления.
Бродяжничество. Часто наркозависимые уходят из дома или их выгоняют родители, потому что жизнь с наркоманом становится невыносимой: они воруют, выносят все вещи из дома, устраивают притоны, приводят к себе подозрительных личностей.
Стресс. Вы можете думать, что употребление наркотиков помогает Вам расслабиться и забыть о проблемах. Но это – замкнутый круг, потому что сами наркотики являются всевозможных несчастий.
Измененное сознание. Иногда при приеме наркотических веществ Вы или кто-то из Вашей компании может почувствовать, что потерял связь с реальностью. Ряд препаратов вызывает неприятное ощущение дезориентации, а затем серьезные психические расстройства.
Депрессия. Тот, кто употребляет наркотики, часто испытывает депрессию. При этом если депрессивное состояние наблюдалось у человека до приема наркотических веществ, оно обязательно усугубится. Плохое настроение возникает после приема любых наркотиков (и алкоголя в том числе).
Травмы и несчастные случаи. Очень легко попасть в аварию в состоянии наркотического опьянения. Под воздействием наркотиков Вы можете совершать то, на что никогда не решились бы в нормальной жизни. Эти действия повышают вероятность получения травмы или подвергают других людей опасности.
Инфекции, передающиеся половым путем (ИППП), или нежелательная беременность. Часто под воздействием наркотиков партнеры не предохраняются. Это может привести к заражению ИППП и нежелательной беременности.
Повреждение внутренних органов. Употребление наркотиков ведет к повреждению внутренних органов. Печень, легкие, мозг и другие органы наркомана никогда не смогут работать как у здорового человека.
Инфекционные заболевания. При приеме наркотиков возрастает риск заражения гепатитом В и С. Также через совместное использование игл можно заразиться вирусом ВИЧ.

Источник

[свернуть]

Учимся уважать друг друга

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить.

Спойлер

Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, невыбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» – становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками дети – явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.
Школьная агрессия – это намеренное причинение вреда какому-либо предмету или человеку со стороны ученика или учителя. Одна из причин возникновения агрессии у подростков – показать себя взрослым (не учитывая, что для родителей и других взрослых они еще дети). Их раздражает внешний вид и внешнее поведение друг друга, из этого следует недопонимание среди одноклассников и сверстников.
Рекомендации для детей
1. Если вас обидели – не надо мстить.
2. «Они не такие, как остальные», но они тоже достойны дружбы и общения.
3. Непопулярные дети часто отрицают свою ответственность, не испытывают чувство вины за происходящее, не могут найти выход из какой-либо ситуации – здесь нужно сотрудничать, помогать друг другу.
4. Обзывание чаще бывает причиной драк и обид – не позволяйте обзывать себя и других, не обзывайтесь сами.
5. Иметь кличку – это значит обладать каким-либо качеством, заслуживающим внимания сообщества, даже если это внимание будет не совсем приятным.
6. Неуверенность в себе, потребность привлечь к себе внимание, стремление повысить свою значимость, заставляют ребёнка лгать.
7. Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости.
8. Подбадривайте друг друга, помогайте в учёбе и личных проблемах, если это вам под силу.
9. Вы должны помнить: все успехи постоянны, а неудачи временны.
10. Общие классные проблемы решайте вместе, доброжелательно, спокойно.
11. Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
12. Общайтесь на равных, не «сверху», а на уровне глаз.
13. Спрашивайте друг у друга советы.
14. Поддерживайте друг друга в трудной ситуации.
15. Если вы неправы, просите прощения.
16. Помните, что вы одноклассники и вам еще долго вместе учиться, вам вместе становиться взрослыми людьми, вам нужно помогать друг другу, а не ругаться и унижать.
Все вы одинаковые, поэтому относитесь друг к другу одинаково.

Источник

[свернуть]

Рекомендации по снятию напряжения

Ни один из способов саморегуляции не может служить в равной степени каждому человеку и соответствовать каждой проблеме. В процессе чтения постарайтесь найти те их них, которые соответствуют вашей индивидуальности и вашей жизненной ситуации. Остальные держите в резерве.

Спойлер

Способ «Передышка»
Обычно, когда мы расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из основных способов «выбросить из головы». Отложите в сторону все проблемы, которые вас беспокоят. Вы сможете вернуться к ним, когда пожелаете, но нет беды в том, чтобы дать себе передышку. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза, если вам так больше нравится. Если хотите, посчитайте до пяти, когда делаете вдох, и до семи, когда выдыхаете. (Затрата большего количества времени на выдох создает мягкий, успокаивающий эффект). Представьте, что, когда вы наслаждаетесь этим глубоким неторопливым дыханием, все ваши беспокойства и неприятности улетучиваются.
Передышка – это техника релаксации. Но вместе с тем она может сработать и как средство, отвлекающее внимание, уводящее мысли от наших проблем хотя бы на несколько минут.

Способ «Простые утверждения»
Этот способ относится к числу способов, снимающих напряжение. Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:

  •     Сейчас я чувствую себя лучше.
  •     Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
  •     Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
  •     Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
  •     Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякие беспокойства.
  •     Что бы ни случилось, я постараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы избежать стресса.
  •     Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке.

Постарайтесь придумать свои собственные формулировки. Делайте их краткими и позитивными, избегайте негативных слов типа «нет» и «не получается». Очень важно повторение. Повторяйте свои утверждения ежедневно по несколько раз вслух или записывайте на бумаге.

Способ «Снятие напряжения в 12 точках»
Выделяется своей эффективностью, так как приводит к снятию напряжения во всех основных точках тела.
Несколько раз в день занимайтесь следующими упражнениями (всегда помните о своих физических возможностях)

  •     Начните с плавного вращения глазами – дважды в одном направлении, а затем дважды в другом. Зафиксируйте внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный поблизости.
  •     Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь.
  •     После этого займитесь челюстью и широко зевните несколько раз.
  •     Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону.
  •     Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите.
  •     Расслабьте запястья и поводите ими.
  •     Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.
  •     Теперь обратитесь к торсу. Сделайте три глубоких вдоха, затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед – назад и из стороны в сторону.
  •     Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.
  •     Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки.
  •     Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.

(Если вам трудно двигаться всем телом, вы можете попробовать умеренно напрягать и расслаблять каждую часть тела по отдельности). Вы сейчас освободились практически от половины напряжения в 12 основных точках тела. Вы также избавились от раздражения. Таким образом, вы достигли двойного эффекта.

Способ «Разминка»
Некоторым людям легче снимать напряжение в процессе движения, нежели в состоянии покоя. Попробуйте выразить свои чувства в физических упражнениях, занявшись гимнастикой или аэробикой, танцуя или борясь с воображаемым противником. Даже короткое активное действие (например, несколько приседаний) поднимет ваш тонус и изменит настроение. Эффективна быстрая ходьба, бег. При этом, конечно, позаботьтесь о том, чтобы не переутомиться.

Способ «Дыхание на счет 7 – 11»
Помогает снять сильное физическое напряжение, не выходя из стрессовой ситуации. Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно сначала вы почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 на вдохе и до 11 при выдохе.
Необходимость так долго растягивать дыхание требует полной концентрации внимания. Многие люди находят его захватывающим. «Замедление дыхания помогло мне прийти в себя в течение нескольких минут, – написала одна студентка. –Есть что–то очень успокаивающее в этом долгом – долгом выдохе». Глубокий вдох смягчает напряжение, которое неизбежно появляется в межреберных мышцах. Растянутый во времени выдох расслабляет живот. Если вы почувствовали легкое головокружение, впервые попробовав этот способ, в следующий раз сократите период полного цикла и дышите менее глубоко.

Способ «Самомассаж»
Весьма эффективен при онемении мышц тела.
Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время для миниотдыха и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот несколько из этих точек.

  •     Межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями.
  •     Задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой.
  •     Челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы.
  •     Плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами.
  •     Ступни ног: если вы ходите по магазинам, отдохните немного и потрите ноющие ступни перед тем, как бежать дальше.

Более проникающий вариант самомассажа состоит в одновременном поглаживании рукой напряженной мышцы и воображении тепла, исходящего от руки и проникающего в напряженную область. Наиболее действенный, энергичный подход – слегка пошлепать себя, начиная с головы до кончиков пальцев ног. Это и расслабляет, и дает определенный заряд энергии.

Способ «Расслабление тела»
Состоит из трех ступеней, описанных в начале этой главы: настройки, подготовки и освобождения. Используя его, вы научитесь предвидеть и предотвращать стрессовые ситуации.
Если ваше тело напряглось в состоянии стресса или под давлением эмоционального расстройства:

  •     Определите напряженную группу мышц, не предпринимая попыток расслабить их.
  •     Постарайтесь почувствовать, как много энергии вы затрачиваете на мышечное напряжение.
  •     Представьте себе, что ваши мышцы становятся мягкими и податливыми, как будто бы превращаются в глину или в теплый воск.

[свернуть]

Если тебе плохо на душе…

Иногда бывают ситуации, когда кажется, что всё в жизни плохо, что не везет, никто не понимает, что я никому не нужен ни дома, ни в школе…

Спойлер

Первым делом останови поток мрачных мыслей фразой: “Я могу разорвать этот замкнутый круг!” и улыбнись.
• Помни, безвыходных ситуаций не бывает!
Просто ты пока не видишь выход. Прояви гибкость, помечтай, как бы ты хотел изменить ситуацию. Постарайся получше и четче представить себе ту жизнь, которой ты хотел бы жить. Попробуй ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы жизнь изменилась?
• Помни, ты не один в этом мире
Если ты не видишь выхода из ситуации сам, обратись со своими сомнениями к тому человеку, которому доверяешь. Здорово, если это твои родители, но это может быть и друг или подруга, родственник или учитель, психолог и социальный педагог.
• Помни, что каждому человеку даны природой очень многие таланты
Попробуй открыть их в себе. Помни, что очень многому можешь научиться, если захочешь! Обратись к психологу, он может помочь тебе в этом.

Источник

[свернуть]

Советы психолога подросткам

Если вам от 11 до 15 лет, то, по мнению психологов, у вас уже сформировался свой собственный моральный кодекс, предполагающий определённый стиль поведения в отношениях со своими сверстниками. Считается, что этот кодекс товарищества интернационален, так же как книга А.Дюма «Три мушкетёра». Её даже иногда называют подростковым романом с особым девизом – «Один за всех, и все за одного». Психологи Англии, например, проведя обширный опрос, установили основные неписаные правила дружбы. Попробуйте сравнить их со своими требованиями к друзьям.

Спойлер

Итак, первое – это взаимная поддержка. Затем идут помощь в случае нужды, уверенность в друге и доверие к нему, защита друзей в их отсутствие, принятие успехов друга, эмоциональный комфорт в общении. Важно также сохранять доверенные тайны, не критиковать друга при посторонних, быть терпимым к остальным его друзьям, не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга. А ещё не быть назойливым и не поучать, уважать внутренний мир друга и его автономию.
Интересно, что сам человек часто отступает от этих правил, но от друзей ожидает неукоснительного соблюдения такого кодекса.
Жёсткие рамки, не правда ли?
Стремясь найти близкого, верного друга, мы часто меняем друзей. И в этом нет ничего противоестественного. Мы ищем в друзьях сходство, понимание и принятие своих собственных переживаний и установок. А потому наши друзья иногда становятся лучшими психотерапевтами и священниками. Они помогают не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечных сомнениях, почувствовать себя личностью. Мы все стремимся к такому пониманию, при котором нас любят и ценят, несмотря ни на что.
Часто мы ищем друга с противоположным характером, вероятно, компенсируя, таким образом, отсутствующие у себя черты.
Желаю вам верных, преданных друзей, которые будут с вами рядом на протяжении всей жизни. Бережно относитесь к своим друзьям, ведь это своего рода подарок судьбы. И ни когда не отчаивайтесь в поисках друга. Ведь иногда достаточно просто внимательно оглянуться вокруг.

А подросток растёт, вырастает,
но покуда ещё не подрос,
Он не может в себе подавить
ни смятенья, ни смеха, ни слез.
Воспитателям хочется,
чтобы из него получилось подобие прочих,
которых они вывели на дорогу, –
Но подростку не хочется думать в ногу…

Жак Превер

Наступление подросткового, “переходного” возраста почти всегда означает переход из защищенного родителями мира детских понятий и игр в неуютный мир взрослых проблем. И, казалось бы, раз и навсегда занятое тобой место в том детском, прежнем мире надо теперь искать заново, а то и отвоёвывать, а то и вовсе кажется, что места тебе тут нет…
Просто вдруг, в какой-то момент понимаешь, что кроме мира внешнего есть еще внутренний, глубокий, непознанный. И начинается один из самых захватывающих, хотя порой и болезненных процессов – процесс познания себя. Кто я? Какой я? Чем отличаюсь от остальных? Каким видят меня другие люди? Что думают обо мне? Принимают ли меня? Что для меня важно? Что я хочу от других людей? Что могу простить, а чего не могу? Какие у меня цели?
Пожалуй, первый раз эти вопросы встают с такой остротой именно в подростковом возрасте.
Я одинок, меня никто не понимает. Я неповторим, уникален, и никто не может испытывать того, что испытываю я, переживать так, как переживаю я.
В детстве все было понятно. Я – примерно как центр вселенной, мама и папа любят меня, и все мы будем жить вечно. А потом оказывается, что все неоднозначно в этом мире, и оценить его порой так сложно, что хочется разделить все на белое и черное, просто, чтобы понять, что хорошо, а что плохо. Детское стихотворение Маяковского с одноименным названием перестает быть достаточным критерием хорошего и плохого. Взрослые, с их опытом и умением приспосабливаться, говорят о юношеском максимализме и о необходимости различать оттенки. Но в юности зрение устроено иначе: дружба – навеки, любовь – до гроба, в жизни все надо попробовать, а кто не с нами – тот против нас.
Именно таким может оказаться ощущение себя у подростка. И взрослые, которые тоже когда-то проходили этот этап, судят теперь о нем с высоты прожитых лет и сделанных выводов. Но этот опыт приходит не сразу.
Но взрослые и правда часто не понимают, какие вселенские проблемы нас волнуют! Сидят в своем замкнутом скучном мире – дом, работа – и думают, что это и есть жизнь. Но хочется НАСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ, событий, быть в центре всего, ко всему иметь свое отношение…
То, что вызывает улыбку у взрослых, то, что они по-учёному снисходительно называют “юношеским максимализмом” и “подростковым эгоцентризмом”, на самом деле – норма для этого возраста.
Появление своих мыслей означает, что мышление подростка перешло на новый уровень, когда становится возможным критически оценивать чужие высказывания, соглашаться или спорить, строить свои умозаключения, руководствуясь своей собственной логикой.
Конечно, многие подростковые высказывания весьма спорны, а горячность и категоричность, с которой подростки отстаивают свои идеи, может раздражать взрослых… А подростков может раздражать взрослое высокомерие, снисходительность, всезнайство и фразы “да что ты понимаешь? Не дорос меня учить!”.
Вот и начало разногласий, ощущение непонимания… Словом, конфликт поколений. Который в каждом отдельном случае вполне разрешим, если хотя бы одна сторона к этому стремится.

Источник

[свернуть]

Тест “Сова”? “Жаворонок”? “Голубь”?

Принадлежность человека к “совам”, “жаворонкам” или “голубям” характеризует биохимические свойства его организма. Предлагаемый тест поможет определить, к какой именно категории вы относитесь.

Спойлер

Отметьте один из имеющихся к каждому вопросу вариантов ответов, в наибольшей степени вас характеризующий.
ВОПРОСЫ
1.   Трудно ли вам вставать рано утром:
а)   да, почти всегда;
б)   иногда;
в)   редко;
г)   крайне редко.

2.   Если бы у вас была возможность выбора, в какое время вы ложились бы спать:
а) после 1 часа ночи;
б) с 23 часов 30 минут до 1 часа ночи;
в) с 22 часов до 23 часов 30 минут;
г) до 22 часов.

3.   Какой завтрак вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения :
а) плотный;
б) менее плотный;
в) можно ограничиться вареным яйцом или бутербродом;
г) достаточно чашки чая или кофе.
4.   Если вспомнить ваши последние размолвки на работе и дома, то преимущественно в какое время они происходили:
а) в первой половине дня;
б) во второй половине дня.

5.   От чего вы могли бы отказаться с большей легкостью:
а) от утреннего чая или кофе;
б) от вечернего чая.
6.   Насколько легко рушатся ваши привычки, связанные с принятием пищи
во время каникул или отпуска:
а) очень легко;
б) достаточно легко;
в) трудно;
г) остаются без изменения.
7.   Если рано утром предстоят важные дела, на сколько раньше вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком:
а) более чем на 2 часа;
б) на 1—2 часа;
в) меньше чем на час;
г) как обычно.
8.   Насколько точно вы можете оценить промежуток времени, равный минуте? Попросите кого-нибудь помочь вам в этом испытании:.
а) меньше минуты;
б) больше минуты.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Подсчет результатов производится по ключу. В зависимости от выбора варианта ответа вы можете получить от 0 до 3 баллов.

КЛЮЧ

Варианты ответа       Количество баллов за ответы на вопросы

1

2 3 4 5 6 7 8
а

3

3 3 1 2 0 3 0
б

2

2 1 0 0 1 2 2
в

1

1 2 2 1
г

0

0 0 3 0

ДИАГНОЗ
Если в сумме вы набрали:
от 1 до 7 баллов, вы – “ЖАВОРОНОК”.
От 8 до 13 баллов — аритмик, или “ГОЛУБЬ”
От 14 до 20 баллов – “СОВА”.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА
Внутри каждого из нас есть “биологические часы”, по которым живет не только человек, но и все живые организмы. Основной биоритм человека – двадцатичетырехчасовой. В течение дня подвергаются изменениям все функции нашего организма. К примеру, температура тела ночью самая низкая, самой высокой она становится к 6 часам утра. Меняются и пульс, и работа эндокринной системы. Одновременно в течение дня меняются и настроение, и деловая активность.
Именно поэтому все мы подразделяемся на тех, кто придерживается правила “утро вечера мудренее”, и тех, кто, наоборот, старается не откладывать дела на утро. Первые – “жаворонки”, рано встающие с постели и сразу же берущиеся за дела, вторые — это “совы”, пик работоспособности которых приходится на вторую половину дня, порой даже на ночные часы. Специалисты, проверяя разные группы людей, пришли к выводу, что расклад примерно такой: “жаворонков” — 20— 25%, “сов” – 30-40%, остальные – “голуби”, или аритмики, т.е. не подчиняющиеся тому или иному ритму.
“Жаворонкам” стоит ложиться спать не позже 11 часов вечера, иначе они могут нарушить свой биологический ритм и в итоге будут чувствовать себя невыспавшимися, усталыми.
Любопытен биоритм “сов”. Мы часто удивляемся, почему некоторые люди утром долго спят. Да просто потому, что они не могут иначе. Их биоритм “подавлен” до 8 часов утра. У них есть несколько вершин работоспособности во второй половине дня – в 5 часов после полудня и в 10 часов вечера, а еще один “пик” случается в два часа ночи. Так, в ночные часы плодотворно работали Бальзак, Моцарт, Менделеев. Наполеон же и Лев Толстой были “жаворонками”.
Немецкий ученый Ламперт пришел к выводу, что “совы” отличаются спокойным, уравновешенным характером, стремлением к логическому мышлению; по некоторым другим данным, они менее других подвержены дезориентации и панике. Доктор медицинских наук Б. Алякринский установил, что “сове” присущи качества, необходимые людям “критических” профессий – космонавтам, летчикам, пожарным, саперам. Те же, кто активен в первой половине дня, т. е. “жаворонки”, больше предрасположены к восприятию новых идей.
“Совы” гораздо чаще страдают язвой желудка, гипертонией, стенокардией. Средний суточный выброс гормонов у “совы” в 1,5 раза выше, чем у “жаворонков”. Это тот “допинг”, за счет которого обеспечивается вечерняя и ночная активность человека. Как любой допинг, он не проходит бесследно для организма человека.

Источник

[свернуть]

Позволить чувствам вырваться на свободу

Позитивный подход к гневу
Существует несколько разновидностей позитивного подхода к гневу. Один из лучших — открыто заявить человеку, на которого вы сердитесь, о своем отношении к нему. Вы можете сказать: “Я сердит на тебя, потому что…”. Когда вам хочется накричать на кого-то, это значит, что гнев накапливался в течение долгого времени. Часто это связано с нашим убеждением, что мы не имеем права упрекать другого человека.

Спойлер

Второй хороший способ избавления от гнева — это разговор с отражением в зеркале. Найдите место, где вы будете чувствовать себя в безопасности, и где никто вас не потревожит. Взгляните в собственные глаза, смотрящие на вас с зеркальной поверхности. Если это окажется сложно, смотрите на губы или нос. Постарайтесь увидеть себя и (или) человека, который, как вы считаете, причинил вам зло. Вспомните тот момент, когда вы рассердились, и позвольте чувству гнева охватить вас. Начните говорить этому человеку, чем он прогневил вас. Покажите ему все, на что вы способны, — рассердитесь по-настоящему. Можно сказать:
Я сердит на тебя, потому что…
Я обижен, потому что ты…
Я так боюсь, потому что ты…

Если вам нравится активно проявлять свой гнев, возьмите подушки и начните колотить по ним кулаками. Не пытайтесь себя контролировать. Все должно происходить естественно. Вы так долго подавляли в себе чувства. Не нужно стыдиться или чувствовать себя виноватым. Помните, что наши чувства — это мысли в действии. Они служат какой-то цели, и, когда вы позволяете им вырваться на свободу, внутри вашего тела образуется пространство для более приятных переживаний.
Закончив выражать свое недовольство человеку или группе людей, сделайте все возможное, чтобы простить их. Прощение — это обретение собственной свободы. От этого выиграете именно вы. Если не можете простить, то приведенное выше есть не что иное, как негативная аффир-мация, которая не принесет вам исцеления. Существует разница между освобождением от гнева и его видоизменением. Может быть, вам захочется сказать: “Ну что ж, эта ситуация позади, теперь она в прошлом, я не одобряю твоих действий, однако я понимаю, что ты действовал в меру своего понимания и осознания действительности. Покончим с этим, я освобождаю тебя и отпускаю, ты и я — свободны”.
Может быть, вам придется проделать это упражнение несколько раз, прежде чем вы действительно почувствуете, что избавились от гнева. Возможно, вы испытаете смешанное чувство и захотите поработать с каждым из его нюансов отдельно. Поступайте так, как сочтете для себя нужным.
Существуют и другие способы, с помощью которых можно избавиться от гнева. Можно кричать в подушку, пинать ее ногами, можно колотить боксерскую грушу. Можно даже написать письмо о своей ненависти, а потом сжечь его. Можно поднять в машине стекла и прокричать все, что вы думаете, во все горло. Можно играть в теннис или в гольф, яростно ударяя по мячику. Можно сделать зарядку, пойти поплавать или пробежать несколько кругов вокруг квартала.
Можно изобразить свои чувства на листке бумаги, причем левой рукой, если вы правша. Творческий, созидательный процесс — естественный путь освобождения эмоций.

Обида как причина различных болезней
Обида — это подавляемый в течение долгого времени гнев. Главная проблема заключается в том, что обида прячется в определенном месте нашего тела. Наступает время, когда она поднимает голову и начинает пожирать организм, превращаясь в опухоль — иногда злокачественную.
Одно из подтверждений этому — развитие у женщин таких заболеваний, как киста или опухоль в области матки. Половые органы мужчин отвечают за мужское начало организма, в то время как женские — за женское. Когда у людей возникают очень эмоциональные переживания, связанные со взаимоотношениями с партнером, они, как правило, помещают их в область половых органов. И чем чаще они к ним возвращаются, тем больше шансов приобрести кисту или опухоль.
Поскольку обида сидит внутри нас глубоко, нам предстоит немало потрудиться, прежде чем удастся распрощаться с ней. Года два назад я получила письмо от женщины, которая в то время продолжала работу над своей третьей раковой опухолью. Она не могла отказаться от воссоздания мысленного образа обиды, что приводило к появлению очередной опухоли. Я поняла, что она слишком верит в оправданность своей обиды и предпочитает хирургические операции прощению. Хотя лучшее, что она могла сделать в данной ситуации, это обратиться к врачу и простить. Доктора мастерски удаляют опухоли, но предотвратить рост новых не могут.

Подавление чувств ведет к депрессии
Депрессия — это гнев, направленный внутрь себя, на демонстрацию которого, как вам кажется, у вас нет морального права. Например, в отношении родителей, жены или мужа, шефа или лучшего друга. Однако вы все равно сердитесь и заходите в тупик. Подавленное чувство гнева оборачивается депрессией. Когда мы начинаем ее ощущать по-настоящему, избавиться от нее уже сложно.
Один из лучших способов этого — разрешить себе открыто выражать гнев или недовольство, чтобы не пребывать постоянно в угнетенном состоянии духа. Можно раз в неделю колотить кулаками по подушке — неважно, чувствуете вы раздражение или нет. Некоторые методики специально провоцируют на выражение гнева. Однако любые излишества пользы не приносят. Тем более, что, согласно этим методикам, в состоянии гнева нужно пробыть продолжительное время. Гнев же, подобно другим экспрессивным, “взрывным” эмоциям, может длиться всего несколько минут. Посмотрите, как быстро проходят эмоциональные реакции у детей.
Избавиться от депрессии можно, обратившись к хорошему диетологу. Пища павших духом людей часто бедна витаминами, что еще больше усугубляет проблему.
Высвобождать чувства и эмоции можно также с помощью ребефинга — чередования различных видов дыхания. В результате дыхательного процесса человек прорабатывает проблемы, корни которых уходят далеко в прошлое, и отпускает их от себя. Во время дыхания можно использовать аффирмации.

Страх — эта отсутствие доверия
Страх ограничивает возможности нашего сознания. Люди постоянно боятся заболеть, потерять крышу над головой и т. д. Из-за этого мы не доверяем жизни.
Доверие — это то, чему мы учимся, когда хотим преодолеть свой страх. Но в то же время постепенно приучить себя к доверию нельзя. Обретение веры — мгновенный процесс, прыжок в никуда. Просто нужно взять и доверить себя внутренней силе, связанной со Вселенским Разумом, тому, чего не видно обычным зрением, что не имеет материальной, физической оболочки. С верой в душе жить намного легче.
Пугающие мысли в действительности призваны защищать нас. Попробуйте сказать своему страху: “Я знаю, ты хочешь защитить меня, и я рад, что ты хочешь мне помочь. Благодарю тебя”. Осознайте, что “страшные” мысли заботятся о вас. Когда вы напуганы, организм начинает вырабатывать адреналин, чтобы защитить ваше тело от опасности. Аналогичный процесс происходит и в вашем мозге, который “вырабатывает” страх.
Если вы почувствовали страх или угрозу, обратите внимание на свое дыхание. Мы часто его задерживаем, когда бываем напуганы. Сделайте несколько глубоких вдохов. Дыхание открывает внутри нас источник силы. Оно укрепляет позвоночник и расширяет грудную клетку, обеспечивая нормальную работу сердца. Дыхание способствует не только преодолению барьеров, но и их исчезновению. Когда вы дышите, то перестаете внутренне сжиматься. Скажите: “Я есть единое целое с силой, создавшей меня, я в безопасности. В моем мире — все прекрасно”.

Источник: Ю.Н.Дрешер “Библиотерапия”

[свернуть]

Интересно о психологии

Что такое психология? Кто такой психолог?
Наука давно изучает человека: антропология – его происхождение и эволюцию, физиология – функции организма, органы и ткани, экология – влияние на человека среды, лингвистика – язык, психология – поведение и сознание. И хотя психология одна из наук о человеке, в ряду наук ей принадлежит совершенно особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта изучения, чем другой человек. И, действительно, ничто не интересует нас так, как мысли, намерения, желания, чувства наших близких, знакомых и незнакомых людей. Человек – это самое великое чудо из всех чудес, которые есть на Земле.

Спойлер

Трудность выделения психологии как науки состояла в том, что психические явления издавна осознавались как нечто необычное. Даже в наше время существует представление о двух “половинках” человека: тела и души. Душа наделяется способностью жить своей жизнью. Поэтому и сегодня можно услышать, как кто-то говорит о себе “душа радуется”, “душа болит”. В некоторых случаях душа могла, как бы выходить на волю и существовать самостоятельно. Считалось, что когда человек спит, его душа переносится в другое место и поэтому он видит сны. Во сне охотник убивал зверя, воин побеждал врага, разлучённые влюблённые соединялись. После смерти душа человека не погибает, а покидает его тело и переселяется в другое существо. Тело без души оставалось неподвижным, человек не мог ни видеть, ни слышать, ни говорить. Следовал вывод: душа даёт человеку возможность двигаться, видеть, слышать и чувствовать. Именно эта вторая часть человека – душа – и стала изучаться сначала богословами, затем философами, а в конце прошлого века – психологами.

Чтобы объяснить происхождение слова “психология”, необходимо обратиться к греческой мифологии.
Эрот, сын богини Афродиты, влюбился в очень красивую молодую девушку Психею и сделал её своей супругой. Но она была простой смертной, и Афродита разгневалась, злобно преследовала Психею, заставляла прийти множество испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а её желание вновь встретиться с Эротом так велико, что силы природы приходят ей на помощь. Психея выполняет все требования Афродиты. Эрот умоляет Зевса – верховное божество греков – помочь, и Зевс дарует Психее бессмертие, соединяет влюблённых. Психея в греческой мифологии стала олицетворением души, ищущей свой идеал. Слово “психология”, образованное из греческих слов “psyche” (душа) и “logos” (слово, учение, понятие), появилось впервые только в XVIII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Людей занимающихся психологией стали называть психологами.
В настоящее время психология занимается совсем другими проблемами и, прежде всего её интересует явления психической жизни человека. Выделяют житейскую и научную психологию. В житейской мы приобретаем знания в течение всей жизни. Человек, таким образом, имеет определённый запас психологических знаний. С младенческого возраста каждый из нас может определить по выражению лица, жесту, голосу, дыханию эмоциональное состояние человека. Нередко можно услышать: “Вот какой он хороший психолог, он сразу понял, что это за человек”, или “Он настоящий психолог – по глазам может узнать, о чём думает другой человек”. В данном случае понятие “психология” употребляется в обыденном, житейском смысле. “Житейские” психологические знания содержаться в различных поговорках и пословицах:
“Повторение – мать учения”.
“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.
“Привычка – вторая натура”.
“В тихом омуте черти водятся”.
“Чужая душа – потёмки” и др.

Научная психология в отличии от житейской изучает психологические процессы.
В зависимости от вида деятельности, где используются психологические знания, обычно выделяют следующие отрасли психологии:
Психология спорта направлена на обеспечение успешного выступления спортсменов в период соревнований, предотвращение психической усталости спортсменов, проведение занятий по саморегуляции.
Военная психология исследует поведение человека в условияхбоевых действий, причины возникновения паники, психологические стороны взаимоотношений командира и подчинённых, разрабатывает методы психологического воздействия на противника. Она занимается изучением методов, применяемых диверсантами и террористами, разрабатывает способы внедрения разведчиков в войска противника.
Медицинская психология изучает психическое состояние больных людей, находящихся на лечении, готовящихся к операции, ставших калеками в результате несчастного случая, аварии, выздоравливающих и т.д. Кроме того, она занимается вопросами врачебной этики, исследует воздействие лекарственных веществ на психику больных, отклонение поведения от нормы у людей в результате длительного занятия одной и той же деятельностью.
Юридическая психология рассматривает психологические проблемы, связанные с реализацией системы правовых отношений, изучает психологию поведения преступника, психические особенности жертв преступлений, психологические закономерности ведения допроса, вопросы эффективности исправительной системы, улучшения взаимоотношения между исправительными учреждениями и заключёнными между заключёнными и их семьями. Психологические знания необходимы следователям и судьям в их практической работе.
Возрастная психология изучает психическое развитие человека с первых часов его жизни и до смерти. Благодаря этому можно точно сказать, чем, например, отличается психика младшего школьника от подростка и т.д.
Социальная психология выявляет закономерности взаимоотношений людей: как возникают симпатия и любовь, в чём причина конфликтов, каковы особенности поведения людей в толпе, какие качества позволяют человеку стать лидером в группе.

Из всего написанного видно, что психология – наука многосторонняя, широк спектр её практического применения. Психологические знания необходимы и при решении важнейших проблем современного мира – борьбы с терроризмом, охраны окружающей среды, освоения космического пространства.

[свернуть]