Экологическая библиотека

Правила поведения на природе для детей и взрослых

Не нужно бояться слова «правила» — это не законы, и не приказы — это то, что должно делаться правильно.

Спойлер

Что можно:
• Используйте на дрова только сухостой и хворост. Позаботьтесь об окружающей вас природе, к тому же зеленое-живое дерево будет плохо гореть. Спиливая сухостой, старайтесь не повредить окружающие его деревья и кустарники.
• Используйте мешки под мусор, чтобы забрать весь скопившийся мусор с собой до ближайшей урны или свалки. Не создавайте свои свалки из мусора и не добавляйте свой мусор к уже созданным кем то до вас свалкам.
• Используйте для костра старые кострища, не создавайте новых.
• Всегда заливайте и потом закапывайте костер перед уходом. Не затаптывайте, не раскидывайте, не заливайте «по пионерски», а именно залейте из ближайшего водоема или лужи, чтобы не осталось тлеющих углей.
• Используйте для подстилки под палатку коврики или матрацы, не рубите хвою и лапник под палатку.
• Для туалета выделяйте единое отдельное место в отдалении от троп, это позволит вам самим не столкнутся неожиданно с продуктами жизнедеятельности ваших соседей по палатке.
• Если у вас осталась еда, которую нет желания тащить с собой обратно, освободите от оболочки и высыпьте все под деревом для птиц и животных. Оболочку, пакеты, банки сожгите или заберите с собой.
• Заберите, хотя бы частично, с места стоянки мусор оставленный до вас.
• Если с вами отдыхают дети или подростки, объясните им правила поведения на природе.
• Прислушайтесь и вы узнаете какие звуки издают растения и животные.
• Тщательно продумывайте маршрут вашего похода, пользуйтесь уже проложенными маршрутами, обязательно пользуйтесь картами, компасом, навигатором. Изучите основные ориентиры вокруг того места которое собираетесь посетить.
• Если вы путешествуете на машине, путешествуйте на минимальном количестве транспортных средств на вашу компанию — не едьте вчетвером на четырех машинах.
• Не причиняйте вред животным и птицам. Если в вас бурлит кровь охотника — полюбите фотоохоту.
• Если вы путешествуете в природном парке или памятнике природы, зарегистрируйте в администрации парка.

Что нельзя:
• Не ставьте палатку близко к муравейникам, такое соседство не понравится ни вам, ни муравьям.
• Не ломайте ветви деревьев и кустарников. Это относится и к цветущим растениям — сирени, черемухе, яблоне.
• При создании навесов не вбивайте гвозди и клинья в живые деревья.
• Не устраивайте больших костров в сухую и ветреную погоду. И не оставляйте свои костры без присмотра.
• Не используйте пиротехнические, огнеопасные и взрывоопасные изделия.
• Не бросайте в лесу горящие спички и окурки. В том числе не бросайте в водоемы, кроме того, что окурок ядовит, он не тонет и будет очень долго плавать.
• Не загрязняйте водоемы моющими средствами и нефтепродуктами.
• Не берите с собой стеклянную тару. Перелейте жидкость (воду, вино, водку)из стеклянных бутылок в пластиковую тару, во первых вы облегчите свой рюкзак, во вторых пластиковую тару можно в крайнем случае сжечь.
• Не оставляйте на месте стоянки старый хлам — порванные палатки, тены, старую одежду, запчасти от катамаранов и т.п. сожгите или заберите с собой этот хлам.
• Не трогайте гнезда, бобровые плотины, и другие постройки животных и птиц.
• Не трогайте змей, даже если вы уверены, что это уж. Помните, что если вы ошиблись и это оказался совсем не уж, скорая помощь до вас может и не доехать.
• Не трогайте и не используйте в пищу неизвестные вам растения, грибы и ягоды. Помните, что многие растения могут содержать ядовитые и раздражающие вещества и могут представлять серьезную опасность в первую очередь для детей.
• Не оставляйте свои росписи на деревьях, скалах и камнях, поверьте, никто не оценит ваш художественный талант, мало кому интересно, что здесь был Вася в таком-то году. Психологи утверждают, что это инстинкт метить свою территорию. Если все же хочется пометить территорию, используйте не руки — пометьте дерево, как большинство млекопитающих.
• Не ставьте сетей и не ловите рыбу больше чем вам необходимо для еды.
• Не берите в лес магнитофон, а если вы на машине, не включайте громко музыку. Дайте отдохнуть себе и другим.
• В природных парках и памятниках природы не используйте мототехнику, квадроциклы, вездеходы, скутеры, снегоходы. Вы можете повредить уникальные и редкие растения и нарушить хрупкий природный баланс.

Языком поэзии:

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

Павол Гвездослав (в переводе Ивана Волощука)

Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать их и срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Самед Вургун

Я обманул ольху.
В один из зимних дней,
На берегу застывшей нашей речки
Я наломал заснеженных ветвей
И внес в тепло, которое от печки…
Что из того, что радостно и звонко
Раздастся песня раннего скворца?
Летит, пылит на мертвую клеенку
Досадный мусор – мертвая пыльца.

Владимир Солоухин

Поплачем о маленьком горе –
У чайки убили птенца.
Ей озеро кажется морем,
Которому нету конца.
Над нею ломались со стоном
Корявые руки берез.
А озеро стало соленым
От маленьких чайкиных слез.

без автора

Не случайно джунгли спящие стрекочут,
Не случайно шелестит речная гладь.
Так глядит на нас природа, будто хочет
Что-то важное глазами рассказать.
Не случайно утром вспыхивают росы
Светляками на ладонях у листвы.
Так глядит на нас природа, будто просит
Нашей помощи, защиты и любви.

Евгений Евтушенко

Уважительное, бережное отношение к природе — одно из главных правил поведения. Никогда не забывайте, что в путешествии вы находитесь в гостях у своего верного друга — природы. Поэтому не делайте ничего такого, что вы сочли бы неприличным сделать в гостях.

Основные правила поведения в природе
! Не торопись брать руками незнакомое тебе растение, ведь некоторые из них могут быть ядовитыми, могут уколоть или обжечь, например крапива.
! Не торопись срывать и брать в рот незнакомые ягоды, посоветуйся с взрослыми, можно ли употреблять их в пищу.
! Во время наблюдения не стоит подходить близко к трухлявым деревьям, они могут представлять опасность.
! Прислушайся, если хочешь знать, какие звуки издает животное или растение. Рассмотри, если хочешь узнать побольше об окраске или величине растения или животного; погладь, если хочешь узнать свойства поверхности. То, что ты увидел, запомни. Поделись тем, что узнал, с другими, чтобы взрослые и сверстники могли понять и порадоваться вместе с тобой.
! Обращай внимание на состояние животного, растения или человека. Если животное чем-то раздражено, не спеши брать его на руки – это довольно опасно. По состоянию растения ты можешь определить, нужна ли ему твоя помощь.
! Если можешь, зарисуй то, что узнал и увидел.
! Не допускайте, чтобы дети долгое время находились на от¬крытом солнце. Конечно, солнечные лучи полезны: под их воз¬действием в организме вырабатывается витамин В. Но не забывайте главное правило – загорать надо постепенно: ребенок дол¬жен находиться на открытом солнце сначала 2-3 минуты, затем, постепенно увеличивая время загорания, можно довести его до 10-15 минут. Помните, что достаточное количество солнечных лучей ребенок получит и тогда, когда будет играть в тени дерева или под тентом. И листья, и ткань все равно пропускают ультрафиолет, но не во вредных для ребенка количествах.
! Позаботьтесь о том, чтобы при выезде в лес и на дачу ребенок не отравился ядовитыми растениями и грибами. Постарайтесь заранее побеседовать с ребенком об этом, а потом покажите ему все опасные для него растения. И все-таки стремитесь к тому, чтобы ребенок играл у вас на глазах, все время находился на виду.

Источник 

[свернуть]

Роль загадок в познании ребенком природы

Удивительный мир природы завлекал людей еще в древние времена.
Люди находили в лесу необыкновенные цветы и растения, и старались понять, как их можно использовать во благо человека. Действительно, природа дарит такие необыкновенные цветы, что порой поражаешься их красоте.

Спойлер

Но бывает так, что чрезмерное увлечение человека природой приводит к тому, что происходит исчезновение этих красивых и необыкновенных цветов и растений.
Как же приучить ребенка с детства к тому, что нужно любить и оберегать природу, а не истреблять то, что она нам дарит? Как привить эту любовь ребенку?
Для этого никаких особенных навыков воспитания нет. Просто, гуляя с ребенком, можно ему загадывать загадки про цветы и, разгадав ее, потом рассказать об этом цветке как можно больше, чтобы ребенок понял, как красив этот цветок и, чтобы сохранить такую красоту, рвать его не следует.
Существует много загадок про цветы. Вот, например, несколько загадок, которые можно загадать ребенку.
«Белые горошки на зелёной ножке» – эта загадка про ландыш. Разгадав ее вместе со своим ребенком, малыш увидит, что цветки ландыша действительно напоминают горошки.
Или вот еще одна загадка про колокольчики «Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет.» Действительно, эти цветы похожи на колокольчик. Когда взяв его руку и позвонив в него, ребенок звонка не услышит.
Само знакомство с таким необычным цветком удивит его и вызовет у него интерес к природе.
Вот еще одна загадка про цветы «Стоит в саду кудряшка – белая рубашка. Сердечко золотое, что это такое?» Конечно же, это загадка про ромашку.
Отгадав ее, ребенку нужно показать, что у этого цветка действительно золотое сердечко и, что, если сорвать этот цветок, то ему можно просто навредить.
Прививая любовь к цветам, растениям, животным с помощью загадок, ребенку не только будет интересно разгадывать эти загадки, но еще, и сравнивать: действительно ли колокольчики не звонят или цветки ландыша похожи на горошки?

[свернуть]

Умственное развитие детей через знакомство с природой

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них -знакомство с природой.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.

Спойлер

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности.
Однако далеко не все может правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда формируется при этом правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней-вот важнейшая задача.
Самой основной целью экологического воспитания является приобщение детей к общечеловеческим ценностям – любовь, доверие, дружба, сочувствие, миролюбие. Такие ценности накоплены обществом в экологической культуре.

“Шумели листья на дереве, в них пел ветер, идущий по свету.
Малолетний Егор сидел под деревом и слушал голос листьев, их короткие, бормочущие слова.
Егор хотел узнать, что означают эти слова ветра: о чем они говорят ему. и он спрашивал, обратив лицо к ветру:
-Ты кто? Что ты мне говоришь?
Ветер умолк, будто он сам слушал в это время мальчика, а потом снова медленно бормотал, шевеля листьями и повторяя прежние слова…
-Ты кто?-спросил Егор у жука.
Жук не ответил ничего, но Егор понимал, что жук знает что-то, чего не знает сам Егор. Но только он притворяется маленьким, он стал нарочно жуком и молчит. А сам не жук, а еще кто-то–неизвестно кто”

А.Платонов   “Железная старуха”

Для юного платоновского героя слияние с природой и ощущение себя частичкой ее, естественно и безусловно, продиктовано всем строем его пока короткой жизни. Мальчик на равных разговаривает с жуком и ветром “Давай я буду тобою, а ты будешь мною”-говорит он червяку. Он и разные деревья, цветы, букашки-таракашки-все дети одной матери. Она создала их и наделила множеством загадок и тайн, которые рассказывать радостно и интересно.
Человек, у которого все это было в жизни, счастлив и богат.
Но как быть сегодня с нашими детьми? Большинство из них живут в городах, где вместо зеленого цветущего луга-серый и мягкий, солнцем расплавленный асфальт. Вместо холодной и вкусной родниковой-хлорированная водопроводная вода. А аромат хвои и запахи цветов заменяют выхлопные газы многих сотен машин.
Любовь к природе-понятие сложное и многоплановое.
Любовь к природе-это умение видеть, слышать, наблюдать ее в самых разных проявлениях, во все времена года. Это и защита ее от врагов. И стремление узнавать еще и еще.
“Дети гораздо охотнее носятся по цветущему лугу, чем по асфальту.”  (Н.Устинов статья “Изображение природы”).
Действительно, любят ребята бегать по прохладной зеленой траве, собирать букеты. А что знают они о цветах, которыми любуются, из которых плетут венки? Ну, некоторые еще – василек, ромашка -известны нам по именам. А другие?
Вот ползет маленькая букашечка коричневая, а рядом меленькая, зелененькая, а вот пролетела и села на травинку красненькая с черными пятнышками. А вот летит кто-то–большой и даже немного страшный, похож на небольшой самолет. А кто-то сейчас, прямо на наших глазах зарылся в землю. Кто-то пролетел перед глазами и исчез в листве деревьев.
Кто это такие? Что они тут делают? И зачем они?
На помощь нам, как всегда приходят книги. Из книг можно узнать многое, главное заинтересовать ребёнка, побудить его к чтению. На прогулках в парках, дворах обращайте внимание на происходящее в природе, рассматривайте всё, что вас окружает, а затем о том, что вас заинтересует, читайте в книгах.

Источник 

[свернуть]

Игра в экологическом воспитании детей

Экологическая культура – одна из острейших проблем современности. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – мировоззрение. Знание о природных объектах, явлениях и причинно-следственных зависимостях между ними постепенно формирующиеся у детей дошкольного возраста служит базой для развития их представления о мире в целом и отношения к нему. На целенаправленном расширении и углублении этих знаний, развитии умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей.

Спойлер

Цель экологического образования: формирование экологической культуры, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи экологического образования:

1.Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
2.Формирование знаний о природе.
3.Развитие сопереживания к бедам природы, желания бороться за её сохранение.

Игра в экологическом воспитании детей важна по целому ряду причин:
1.Игра – это ведущая деятельность детей в период детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.
2.Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.
3.Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.

Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, ребёнок познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.
В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Достаточно серьёзную проблему для детей младшего школьного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а так же таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание и усваиваются эти нормы лучше всего в игровой деятельности. Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояние, ребенок проникает к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у детей экологической этики.
Так, играя в игру «Зимующие птички» дети знакомятся с важными экологическими закономерностями: влияние количества и доступности корма на поведение и образ жизни зимующих птиц; а зимующих насекомых – от надежности их укрытия в убежищах. Ребенок, исполняющий роль птички, должен в течение определенного времени найти и собрать необходимое количество пищи. Такие игры способствуют развитию экологического мышления, понимания того, что «все в природе взаимосвязано». Этот способ дидактической игры позволяет наглядно и убедительно продемонстрировать детям такие экологические закономерности, объяснить суть которых другим способом весьма затруднителен. Дети любят играть, они с удовольствием по многу, раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Поэтому они с радостью откликаются на предложения поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Ребенок действительно играет и одновременно осуществляется процесс обучения. Если дети младшего школьного возраста способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему виду, то дети старшего возраста могут сравнивать объекты природы, классифицировать по признакам, оценивать состояние животного, растений, деятельности человека в природе, воссоздавать образ по части. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний.

Требования к играм экологического содержания:
Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе
Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования школьников необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

Классификация экологических игр:

При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:
• специфических характеристик;
• тематического распределения содержания;
• формы организации и меры регламентации;
• направленности действий.

По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами, которые в свою очередь делятся на подгруппы:
Творческие игры:
• сюжетно-ролевые;
• театрализованные;
• строительные.

Игры с правилами:
• дидактические;
• подвижные.

По форме организации и мере регламентации выделяют:
• самостоятельную игровую деятельность ребенка;
• совместную с педагогом игровую деятельность.

По направленности действий:
• сенсорно-моторные;
• предметные;
• игры с перевоплощением;
• социальные;
• соревновательные.

По тематике:
1. «Где живая и неживая природа?»
2. «Соседи по планете.» (Живая природа.)
3. «Кто с кем дружит?», «Кто кого боится?»
4. «Кому где нравится?», «Кто где живет?»
5. «Что где растет?»
6. «Кому что нужно?»
7. «Что такое?», «Кто такой?»
8. «Почему так бывает?» (Связь живой и неживой природы.)
9. «Почему мы такие разные?»
10. «Как можно и как нельзя?» (Правила поведения в природе.)
11. «Мы все нужны друг другу.»
12. «Природное-рукотворное.»

Методические рекомендации.
В рамках каждой темы следует использовать различные вариации игр. Например, внутри темы «Кто где живет?» возможны следующие варианты: «Найди свой дом», «Рассели животных (растения)», «Кому какой дом нужен?». В темах «Что такое?» и «Кто такой?» можно включить игры: «Раз, два, три к березе, еле, тополю беги», и «Найди себе пару» и т. д.

Малахова Ирина Ивановна

Источник  

[свернуть]

Экологическое образование младших школьников

Важнейшим нравственным качеством, формируемым в процессе экологического образования младших школьников, является экологическая ответственность и её составляющая — ценностное отношение к природе. Экологическая ответственность характеризуется определённым уровнем развития мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и оценочно-результативного компонентов.

Спойлер

Формирование ценностного отношения к окружающем миру требует вовлечения младших школьников в различны виды деятельности и межличностные отношения как со сверстниками, так и со взрослыми — педагогами и родителями.
Основой механизма формирования у первоклассников ценностного отношения к миру природы является поэтапный процесс накопления и разрешения противоречий между реальным уровнем их знаний и отношений к природе и тем потенциально возможным уровнем, на достижение которого направлены цели «экологического образования младших школьников».

Формы экологического образования младших школьников:

– непосредственное общение учащихся с миром природы (наблюдения, целевые прогулки, экскурсии);
– совместный труд учащихся в природе (на пришкольном участке, в уголке природы, на даче);
– игровая деятельность — дидактические игры и игровые упражнения с природным материалом;
– общение с родителями, среда жизни учащегося в семье;
– информация, получаемая учащимися из книг, детских журналов, в результате просмотра телепередач, видеофильмов о природе;
– реакция окружающих на жестокие, негативные поступки людей по отношению к растениям и животным, очевидцем или участником которых может оказаться сам ребёнок.

Формирование ценностного отношения к миру природы у младших школьников складывается под влиянием не одного какого-либо фактора, а целого ряда разнообразных факторов, которые должен учитывать педагог в своей работе с младшими школьниками.
Именно в младшем школьном возрасте у учащихся закладываются основы духовно-нравственного воспитания, создаётся фундамент экологического мышления, сознания, формируются ценностные ориентации, культура чувств, экологические отношения. Целью экологического воспитания является формирование у ребёнка готовности к самостоятельной активной природоохранительной деятельности в природной среде.
Актуализация задачи, мотивация деятельности младших школьников
Ставя задачи или побуждая первоклассников к деятельности, педагог объясняет смысловое значение этой деятельности, нацеливает на результат, стараясь приблизить его к ним. При этом следует учитывать факторы, влияющие на эмоциональные переживания учащихся. Например: всё, что есть на Земле, — вся природа, воздух, камни, почва, растения и животные очень важны и нужны как друг другу, так и человеку. Знакомясь с миром природы, мы научимся помогать и не вредить всем его обитателям, заботиться о них.
Наблюдение за объектами живой и неживой природы
Наблюдение относится к практическим методам обучения. В его основе лежит познавательная деятельность младших школьников, направленная на восприятие предметов и явлений природы как в естественной обстановке (на улице, в парке, в лесу), так и в искусственно созданной (в классе, в уголке природы, дома). Наблюдение направлено на расширение представлений младших школьников об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих в нём, на выработку системы базовых ценностных ориентации личности, на формирование экологической культуры. На основе метода наблюдения в 1 классе осуществляется ведение «Календаря природы» и «Дневника наблюдений». Наблюдение может быть домашним заданием, деятельностью под руководством учителя, родителей или самостоятельной работой ученика. Тематика и содержание наблюдений определяются чаще всего учителем в соответствии с задачами и содержанием обучения. Особенностью наблюдательской деятельности в 1 классе является накопление сведений и фактов о предметах и явлениях природы, обучение умению наблюдать.

Алгоритм проведения наблюдения:

– создание ситуации радостного (эмоционального) удивления;
– создание ситуации интереса к тому, что предстоит увидеть, загадочности, сюрпризности момента, а также привлечение загадок, пословиц, короткого стихотворения;
– организация наблюдательской деятельности самих учеников с помощью наводящих вопросов, сенсорных упражнений («потрогай», «понюхай», «послушай», если возможно, попробуй определить размер и цвет, чтобы познакомиться (рассмотреть) с объектом или явлением);
– беседа учителя с учащимися о том, что увидели, установление общих и отличительных признаков;
– сообщение фактов, сведений, конкретных примеров, которые легко запоминаются учащимися, в дополнение к тому, что увидели;
– обсуждение с учащимися того, что увидели, что запомнили, как к этому факту или явлению отнеслись.

Источник  

[свернуть]