Полезная информация

Определение программы дополнительного образования детей

Существует несколько определений понятия «образовательная программа дополнительного образования детей (дополнительная образовательная программа)». Приведем те, которые наиболее часто используются практиками.

Особенности аттестации педагогических работников

Спойлер

[свернуть]

Спойлер

Программа — это:
• документ, отражающий педагогическую концепцию педагога в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов;
• модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия педагога и ребенка и обосновывающая содержание образования и технологию его передачи;
• курс, расширяющий одну из образовательных областей основ­ного образования;
• индивидуальный образовательный маршрут ребенка, при про­хождении которого он выйдет на определенный уровень образо­ванности;
• предметная сторона, составная часть единой образовательной программы учреждения, рассматривающая одну из областей основ­ного образования (определенного предмета) и позволяющая ребенку в этой области самоопределиться и реализовать себя.
Программа отражает некие обязательства, которые берет на себя педагог: внести конкретный вклад в обучение, воспитание и развитие учащегося средствами своего учебного курса. При всей индивидуальности подходов к разработке образователь­ных программ существует потребность правильно конструи­ровать и оформлять авторские разработки для того, чтобы их можно было внедрять в практику работы образовательного учреждения. В целях улучшения качества педагогической деятельности в сис­теме дополнительного образования детей Министерством образо­вания России разработаны и рекомендованы к использованию еди­ные «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16). Соблюдение этих требований обязательно, и каждому педагогу надо хорошо знать и понимать их содержание.

[свернуть]

Классификация образовательных программ

Педагог, разрабатывающий образовательную программу, должен четко определить ее вид.

Спойлер

Классификацию программ можно провести по различным осно­ваниям.
Наиболее распространенная в дополнительном образо­вании детей классификация подразделяет образовательные про­граммы на следующие виды:
1.типовые (примерные),
2.модифициро­ванные (адаптированные),
3.экспериментальные,
4.авторские.

• Типовая (примерная) программа должна в обязательном порядке утверждаться государственным органом управления обра­зованием и рекомендоваться в качестве примерной в той или иной образовательной области или по какому-либо направлению дея­тельности. До 1992 года типовые программы для внешкольных уч­реждений существовали в классическом варианте: утверждались Министерством просвещения РФ, были рассчитаны на достижение строго фиксированного результата (знаний, умений, навыков), пред­полагали использование традиционных форм контроля и оценки (за­четов, экзаменов, контрольных работ).
В настоящее время с введением принципа вариативности в до­полнительном образовании детей, расширением рамок свободы творчества педагогов понятие «типовая программа», на наш взгляд, несколько видоизменяется. Современная типовая программа мо­жет рассматриваться как основа, отправной пункт для творчества педагога (создания собственной программы); не случайно ее харак­теризуют как примерную.
Разработка типовых (примерных) программ сегодня является од­ной из актуальных проблем дополнительного образования детей. По нашему мнению, образовательная программа может претендо­вать на статус типовой, если отвечает следующим требованиям (критериям):
– устанавливает базовый образовательный минимум по конкрет­ному направлению деятельности в рамках той или иной направ­ленности (от этого минимума и следует отталкиваться педагогам при разработке модифицированных и авторских программ: расширять его, углублять, конкретизировать, но не опускаться ниже его при отборе содержания программы);
– технологична в аспекте реализации (т.е. включает пакет мето­дических приложений, позволяющих работать по программе без ее предварительной доработки, модификации).
Использование такой программы в педагогической практике тре­бует согласования намерений педагога с руководителем образо­вательного учреждения.

• Модифицированная (адаптированная) программа. В ее ос­нову положена типовая (примерная) либо авторская программа. Модифицированной ее делают те изменения, которые вносит в исходную программу педагог с учетом особенностей образователь­ного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Ди­агностика результатов работы по таким программам связана с де­монстрацией достижений обучающихся, например: отчетные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях, и т.д., но при этом не отрицаются и количественные показатели знаний, умений и навыков. Внесенные коррективы не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исход­ной программе, которая была взята за основу.
Модифицированная программа должна быть обсуждена на методическим совете и утверждена руководителем образовательного учреждения.

• Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодо­лением определенных трудностей в образовательном процессе или неудовлетворенности педагога прежней практической ситуацией. Экспериментальная программа — это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педаго­гических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. По мере апроба­ции — в случае выявления новизны предложений автора — экспери­ментальная программа может претендовать на статус авторской.
На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образователь­ного учреждения.

• Авторская программа, обладающая актуальностью, оригиналь­ностью и обязательно новизной, полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллекту­альной собственности. Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода ав­тора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экс­периментальной, но обязательно требует документального доказа­тельства новизны и авторства. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относи­тельно которого заявляется новизна, являются обязательным исход­ным моментом в создании авторских разработок.
Программа, заявленная как авторская, должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской, как правило, присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий авторский характер программы и ее принадлежность разработчику на правах интеллектуальной собственности.

Приведенную классификацию образовательных программ сегод­ня можно встретить практически в любом учебно-методическом пособии по дополнительному образованию детей. Правда, дале­ко не всегда удается найти должные разъяснения относительно основания данной классификации и отличий друг от друга перечис­ленных в ней программ. На наш взгляд, критерием выделения данных видов программ является уровень (степень) творчес­кого участия педагога в их разработке — от простого воспроиз­ведения педагогом типового варианта, предлагаемого государственным органом управления образованием, до продукта, полно­стью созданного автором в соответствии с его замыслом и претен­дующего на оригинальность и новизну.

[свернуть]

11 ступеней ГТО

В данной статье представлены нормативы для разных возрастных групп.

Спойлер

1 СТУПЕНЬ — НОРМЫ ГТО ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 6-8 ЛЕТ
https://www.gto.ru/files/uploads/stages/5cdac8116758a.pdf

2 СТУПЕНЬ — НОРМЫ ГТО ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 9-10 ЛЕТ
https://www.gto.ru/files/uploads/stages/5cdd1ebfacd54.pdf

3 СТУПЕНЬ — НОРМЫ ГТО ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ
https://www.gto.ru/files/uploads/stages/5cdd1f797ec80.pdf

4 СТУПЕНЬ — НОРМЫ ГТО ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 13-15 ЛЕТ
https://www.gto.ru/files/uploads/stages/5cdd1fc8a6ab2.pdf

5 СТУПЕНЬ — НОРМЫ ГТО ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 16-17 ЛЕТ
https://www.gto.ru/files/uploads/stages/5cdd1ff6e337d.pdf

6 СТУПЕНЬ — НОРМЫ ГТО ДЛЯ МУЖЧИН 18-29 ЛЕТ
https://www.gto.ru/files/uploads/stages/5cdacb625eb8f.pdf

6 СТУПЕНЬ — НОРМЫ ГТО ДЛЯ ЖЕНЩИН 18-29 ЛЕТ
https://www.gto.ru/files/uploads/stages/5cdad0aa9d8a6.pdf

7 СТУПЕНЬ — НОРМЫ ГТО ДЛЯ МУЖЧИН 30-39 ЛЕТ
https://www.gto.ru/files/uploads/stages/5cdacba73e919.pdf

7 СТУПЕНЬ — НОРМЫ ГТО ДЛЯ ЖЕНЩИН 30-39 ЛЕТ
https://www.gto.ru/files/uploads/stages/5cdad1a9319c4.pdf

8 СТУПЕНЬ — НОРМЫ ГТО ДЛЯ МУЖЧИН 40-49 ЛЕТ
https://www.gto.ru/files/uploads/stages/5cdacbe871738.pdf

8 СТУПЕНЬ — НОРМЫ ГТО ДЛЯ ЖЕНЩИН 40-49 ЛЕТ
https://www.gto.ru/files/uploads/stages/5cdad1cf66407.pdf

9 СТУПЕНЬ — НОРМЫ ГТО ДЛЯ МУЖЧИН 50-59 ЛЕТ
https://www.gto.ru/files/uploads/stages/5cdace1b6dd68.pdf

9 СТУПЕНЬ — НОРМЫ ГТО ДЛЯ ЖЕНЩИН 50-59 ЛЕТ
https://www.gto.ru/files/uploads/stages/5cdad22b7b0fc.pdf

10 СТУПЕНЬ — НОРМЫ ГТО ДЛЯ МУЖЧИН/ДЛЯ ЖЕНЩИН 60-69 ЛЕТ
https://www.gto.ru/files/uploads/stages/5cdacc9bd15e5.pdf

11 СТУПЕНЬ — НОРМЫ ГТО ДЛЯ МУЖЧИН/ДЛЯ ЖЕНЩИН 70 ЛЕТ И СТАРШЕ
https://www.gto.ru/files/uploads/stages/5cdaccb1f3603.pdf

ВАЖНО: для прохождения тестирования необходимо при себе иметь документ, удостоверяющий личность, и медицинскую справку

[свернуть]