Методическая копилка

Открытое занятие “Сохранение культурного наследия народов России”
Педагог дополнительного образования Трунова Т.С. (Скачать файл docx)

Конкурсы как способ мотивации и раскрытия творческих возможностей детей с ОВЗ (Скачать файл docx)
Вострикова Л.А.,
педагог-организатор ЦРТ «Левобережный»

Схемы анализа занятия

Схема анализа занятия (№ 1).docx

Схема анализа занятия (№ 2).docx

Игра. Игровые педагогические технологии (Скачать файл docx)

Игра в жизни человека является особым видом деятельности. Во-первых, потому, что играть приятно, легко, весело. У людей предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. Ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.

Сайт. Самообразование педагога (Скачать файл docx)

Сборник. Лето 2020 (Скачать файл) 

Дорогие друзья, это уже седьмой сборник, посвященный отдыху и
оздоровлению детей. Проекты и программы осуществляются благодаря
сотрудничеству и взаимодействию социальных партнеров МАУ ДО
ЦРТ «Левобережный» и ОАУК «КРЦ «Спартак».

Конфликты в образовательной среде и способы их разрешения (Скачать файл docx)

Общение с людьми – неотъемлемая часть, необходимое условие полноценной жизни каждого человека. В процессе общения неизбежно возникают противоречия и различия во взглядах, действиях. Как и общение, конфликты являются частью нашей повседневной жизни.

Головоломки, шифровки или основы криптографии

Головоломки для детей в виде различных тайных записей, шифров, загадок пробуждают у ребенка живой интерес, любознательность, жажду игры, желание думать и разгадывать!

Скачать головоломки

Игры-шифровки

В мультфильме «Котенок по имени Гав» котенок и щенок придумали свой секретный язык, не понятный никому другому? Вот и мы научимся передавать друг другу важные сведения необычным способом.

Спойлер

Белые пятна

Любой текст даже без шифра может превратиться в трудночитаемую абракадабру, если между буквами и словами неправильно расставить пробелы.

Например, вот во что превращается простое и понятное предложение «Встречаемся на берегу озера» – «В стре чаем с Янабер егуоз ера».

Даже внимательный человек не сразу заметит подвох, но опытный разведчик  скажет, что это самый простой вид шифровки.

Без гласных

Можно написать текст без гласных букв.

Например, «Записка лежит в дупле дуба, который стоит на опушке леса». Шифрованный текст выглядит так: «Зпска лжт в дпл дб, ктр стт н пшке лс».

Читай наоборот

Эта шифровка объединяет в себе сразу два метода. Текст нужно читать справа налево (то есть наоборот), причем пробелы между словами могут быть расставлены наобум.

Вот, прочтите и расшифруйте: «Нелета минвь дуб, маноро тсоп иртомс».

Второй за первого

Каждую букву алфавита можно обозначить следующей за ней буквой. То есть вместо «а» мы пишем «б», вместо «б» напишем «в», вместо «в» – «г» и так далее.

Опираясь на этот принцип можно составить необычный шифр.

Задание: Разгадайте, зашифрованную фразу «Тьъйлб г тжсйбмж фиобуэ мждлп – по ожлпдеб ож тойнбжу щмарф».

Заместители

По такому же принципу, как и предыдущий шифр, используется метод «Замена», который использовали для шифровки священных иудейских текстов.

Вместо первой буквы алфавита мы пишем последнюю, вместо второй – предпоследнюю и так далее. То есть вместо А – Я, вместо Б – Ю, вместо В – Э…

Чтобы было легче расшифровать текст, нужно иметь под рукой алфавит и листочек с ручкой.

Таблицы

Можно зашифровать текст, предварительно записав его в таблицу. Только заранее нужно договориться, какой буквой вы будете отмечать пробелы между словами.

Небольшая подсказка – это должна быть распространенная буква (типа р, к, л, о), потому что за редко встречающиеся в словах буквы сразу цепляется взгляд и из-за этого текст легко расшифровывается. Также нужно обговорить, какой по величине будет таблица и каким образом вы будете вписывать слова (слева направо или сверху вниз).

Например, зашифруем фразу с помощью таблицы: «Ночью идем ловить карасей».

Пробел обозначим буквой «р», слова пишем сверху вниз. Таблица 3 на 3 (рисуем в клеточках обычного тетрадного листа).

Н Ь И М О Т К А Й

О Ю Д Р В Ь А С Р

Ч Р Е Л И Р Р Е .

Решетка

Для того чтобы прочесть текст, зашифрованный таким образом, понадобится одинаковые трафареты: листы бумаги с вырезанными на них в произвольном порядке квадратиками.

Шифровку нужно писать на листке точно такого же формата, как и трафарет. Буквы пишутся в клеточки-дырки (причем тоже можно писать, например, справа-налево или сверху-вниз), остальные клеточки заполняются любыми другими буквами.

Ключ в книге

Нам понадобятся одинаковые книги. В записке необходимо записать цифры:

первая цифра обозначала номер страницы,

вторая – номер абзаца,

третья буква – как надо считать абзацы сверху (в) или снизу (н),

четвертая – слово.

 

Шифрование с помощью компьютерной клавиатуры

Этот вид шифра более новый, тем не менее, в интернете довольно часто можно встретить различные задачки с его использованием.

1 способ.

Вместо каждой буквы исходного текста записывается ее порядковый номер на клавиатуре. Например, Ц => 2, В => 15.

Также бывают случаи, когда отсчет ведется с конца, то есть первой буквой будет Ю.

2 способ.

Текст записывается с помощью английской раскладки клавиатуры. То есть вместо буквы А будет буква F, вместо Е будет T и так далее.

3 способ.

Первой цифрой пишется порядковый номер ряда на клавиатуре (отсчет чаще сверху вниз, но бывает и наоборот), а второй цифрой – номер буквы в ряду (чаще слева направо, но бывают и исключения). Шифр может записываться в виде дроби, где в числителе стоит номер ряда, а в знаменателе – номер буквы. Либо в виде последовательности цифр, сначала номер ряда, потом номер буквы в ряду.

Пример:

4 способ.

Буквы исходного текста «обводятся» окружающими их буквами. Например, буква Р будет выглядеть так ИПЕНГОТ; У => ЫЦ34КАВ. Также можно шифровать и знаки препинания, и английские буквы.

Шифрование с помощью телефонной клавиатуры

1 способ.

Шифрование с помощью t9. Пишутся номера клавиш на телефоне, и при наборе с помощью t9 выводятся зашифрованные слова.

2 способ.

Для шифровки используется именно клавиатура телефона. Буква заменяется двумя цифрами: первая – номер клавиши, вторая – порядковый номер буквы на этой клавише. Например, П => 54, W => 91.

Также возможен и более сложный вариант, где указывается только номер клавиши. Этот вариант можно удачно использовать для загадок, где помимо номера клавиши дается какая-то подсказка о значении слова. Например, металл 25497625 => вольфрам.

Несколько интересных фактов из истории шифрования

У каждого есть свои секреты, поэтому справедливо будет сказать: «Где человек – там и тайна». Еще во II тысячелетие до н.э. в Древнем Египте существовала письменность под названием энигма, а Греками в V-IV вв. до н.э. был изобретен один из первых шифровальных приборов – «Скитала». Кстати, греки же придумали переводить буквы в цифры (знали бы они, что в будущем их задумка превратится в так называемый «школьный шифр», о нем – ниже).

В Древней Индии тайнопись считалась одним из 64 искусств, которым должны овладеть и женщины.

Первая книга о шифровании вышла на арабском языке в 855 г. и называлась «Книга о большом стремлении человека разгадать загадки древней письменности».

На Руси с XII-XIII вв. использовалась литорея – особый буквенный шифр, когда гласные в словах оставались на месте, а согласные менялись местами.

И детям, и взрослым хорошо знаком детективный рассказ Артура Конана Дойля «Пляшущие человечки». Но немногие знают, что человекообразные значки были изобретены еще в VIII в. императором Карлом Великим.

Процесс расшифровки небыстрый, зато никто из посторонних прочитать послание не сможет.

[свернуть]

Методические материалы в работе педагога

Всем известно, что работа педагога – это нелегкий труд. Чтобы заинтересовать детей, он должен не просто передавать новые знания, но и привносить в образовательный процесс определенную долю креатива. И тут у каждого свои секреты и методы. По мере роста профессионализма и накопления педагогического опыта, растет количество методических материалов и наработок в портфолио педагога. Разновидностей таких материалов поистине бесконечное множество:

Спойлер

  • конспекты уроков и технологические карты по ФГОС, которые являются замечательным подспорьем при проведении занятий в школе;
  • конспекты занятий и мастер-классов;
  • авторские тесты и задания контрольных и проверочных работ, для эффективного контроля успеваемости;
  • практические и лабораторные работы для наглядного обучения;
  • дополнительные общеразвивающие программы;
  • рабочие программы и поурочные планы, являющиеся неотъемлемой частью работы любого педагога;
  • дидактические материалы в виде схем, рисунков, диаграмм, таблиц, слайдов, презентаций, раздаточных материалов, которые привносят разнообразие в образовательный процесс и помогают в усвоении материала;
  • материалы и авторские методики подготовки детей к предметным олимпиадам, конкурсам и соревнованиям различного масштаба, а также сами олимпиадные задания по различным предметам;
  • сценарии учебно-воспитательных дел, праздников, соревнований, КВНов;
  • конспекты тематических занятий;
  • материалы для проведения внеурочной деятельности;
  • разработки классных часов и родительских собраний и др.

В общем, со временем у педагога может собраться целая библиотека авторских материалов!

Предлагаем и Вам, уважаемые педагоги, принять участие в пополнении методической копилки нашего Центра.

[свернуть]

ПРИРОДА И СТРУКТУРА ИГРЫ
(фрагмент главы I «Игра учащихся в контексте культуры»)

Теории возникновения игры в целом подтверждают общую мысль, что игра – важнейший вид деятельности, способствующий физическому, психологическому, интеллектуальному и нравственному развитию учащихся, что роль научного обоснования педагогического процесса, который обо- педагогические теории обучения и воспитания.
Игра не аморфна и не эфемерна. Реальную основу игры образует деятельность ребенка, которая осуществляется во взаимодействии с природой.

Спойлер

Природа, с одной стороны, окружающий ребенка материальный мир с его структурой — то, что существенно для всего сущего (греч. physis — «возникновение», источник априорного познания. Поскольку игра социальна по своим мотивам, происхождению, функциям, она социальна по содержанию, и по структуре. В ней в целом отсутствует подчиненность практическим обстоятельствам, требованиям и задачам обыденной жизни, но потребность воздействовать на внешний мир сохраняется.
Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментального исследования позволили дать структурно-содержательную характеристику игры учащихся как педагогически организованного явления, выделив ряд ее параметров.
Под природой игры мы понимаем игровое сознание, игровое мироощуще­ние, бессознательную отстраненность от буднично-деловых установок жиз­ни, радостное самочувствие, бодрость, активный жизненный тонус, вообра­жение, фантазию, импровизацию, интуицию, иносказательность, условность и т. д. Мы полагаем, что природа игры — это ее реальные ценности, каждая из которых имеет важное воспитательное значение.
Под структурой игры понимается ее композиция, процессуальная и опе­рациональная основы, наличие необходимых для конкретной игры структур­ных игровых единиц, их взаиморасположение и алгоритм.
В общем виде каждая игра включает и выявляет предметную, мыслитель­ную и душевную деятельность индивида, с которыми сливаются воображение, фантазия, иная внутренняя мыслительная деятельность со своими символа­ми, знаками и трансакциями (Берн). Кроме того, практически каждая игра — это игровые позиции, воображаемая ситуация, риск, игровые и неигровые кон­фликты, игровые состояния, иные внеповседневные силы игры.
Поэлементная структура игры раскрывается в предметной части игры, ко­торая может быть упорядоченной системой элементов и деталей, которые име­ют свое место, позиции — игровые координаты. Они могут представлять дина­мическое целое игры, в котором каждый элемент оказывает свое решающее воздействие на ход и результат.
Но структура игры может раскрываться и хаотично, спонтанно, без жест­ких связей, по правилам и процедурам, рождаемым «по ходу».
Таким образом, имея общую природу, каждая игра структурно раскрывается по своим алгоритмам и по своему механизму, на которые влияют и внутрен­няя энергетика игры и мышления, воля, энергия, фантазия играющих детей. В любом случае игра предоставляет широкое поле творчества. (читать полностью)

[свернуть]

ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Исследование в определенной степени подтвердило вывод о том, что игра — сфера достаточно закрытая, но игра учащихся дает основание для вхожде­ния в нее взрослого, способного оказать на нее педагогическое влияние. Педагогическое руководство игровой деятельностью учащихся — процесс сложный, интимный, так как основан на уважении суверенности и свободы учащихся.

Спойлер

В настоящее время наблюдается тенденция к расширению и углуб­лению педагогического влияния (помощь, поддержка, создание необходимых условий и предпосылок) на игры учащихся с целью их рациональной педагогизации и соответствия уровня руководства самостоятельности школьников. Существует необходимость участия педагога в игровой деятельности, во-пер­вых, для сохранения народных и педагогических богатств игры, их упрочения; во-вторых, повышения воспитательного качества игр и игровых форм досуга; в-третьих, помощи учащимся в выборе социально ценных игр, новационных игр, опережающих игр социокультурной практики; в-четвертых, предупреж­дения использования вредных, излишне азартных, отживших игр с отрица­тельным потенциалом; в-пятых, привлечения школьников к собиранию игр, конструирования игр, создания игровой базы в школе.

Педагогическое руководство играми учащихся осуществляется на разных уровнях его интенсивности:
— элементарно-интуитивное на уровне одобрения или запрета с учетом диагностики игры: полезна, нейтральна, опасна, вредна, неуместна, не соот­ветствует возрасту, времени, месту и т. п.;
— как форма поддержки на уровне позитивной оценки, оказания помощи, частичной включенности в игру;
— косвенное руководство через взрослых — организаторов игры (учителя, студенты, родители и т. д.) или через самих детей, способных быть ее органи­заторами:
— прямое участие в игре и педагогическое руководство ею — изучение и отбор игр, овладение их методикой, воодушевление учащихся на игру, распре­деление ролей и поручений, принятие на себя ведущей или вспомогательной роли, руководство игрой непосредственно.

Единой универсальной роли взрослого в игре не существует хотя бы потому, что учащиеся не каждого взрослого пускают в свои игры. Позволим себе вычленить несколько типовых ролей и позиций. С точки зрения оценки игры как таковой педагоги могут занимать в игре следующие позиции:
— реструктивную, которая вытекает из консервативно-охранительной ус­тановки «как бы чего не вышло», из желания оградить себя и учащихся от не­желательных последствий непредсказуемости игр и стремления взрослых сохранить власть над учащимися;
— пермиссивную позицию, которая вытекает из ложных представлений о свободах школьника, из стремления жить с учащимися бесконфликтно, под­купить их или откупиться от них;
— позицию пассивного нейтралитета, которая вызывается индифферен­тным отношением к школьникам и пониманием игры как «второстепенного» явления их жизни;
— позицию «разумной середины», означающую поиск оптимума участия взрослого в игре;
— позицию активного участия в игре в разных ролях, прежде всего в роли посредника между школьником и культурой, между образованием и свободой, между целями и культурой действий.

Такие роли могут иметь следующие назначения: прямой руководитель и организатор игры (лидер). Прямой руководитель может быть ведущим игру, если его в этой роли принимают дети.
Напоминаем: ведущий — это тот, кто ведет игру, значит, разъясняет ее пра­вила, распределяет (или участвует) роли, готовит все, что необходимо для игры, и т. д.

Игра конкретна как «всегда деятельность» и «всегда общение», в которые воспитатель способен войти в разнообразных ролях и позициях:
— как непосредственный руководитель игры, полностью отвечающий за ее проведение;
— как один из руководителей игры, отвечающий за какую-то ее часть или выполняющий одну из ведущих ролей;
— только как общий организатор и руководитель;
— как косвенный руководитель игры через помощников (взрослых или де­тей);
— как консультант или эксперт (включенная роль);
— как ценитель результатов игры (рефери, арбитр, председатель или член жюри);
— как исследователь игры (роль наблюдателя, аналитика, экспериментато­ра, диагностика);
— как нейтральный наблюдатель со стороны, не вмешивающийся в игру (нейтральная роль);
— как объект воздействия;
— как фигура с разными ролями на разных этапах игры;
— как фигура, контролирующая выполнение правил и только (судья, по­средник).

Главный статус любого взрослого в детской игре — партнер, значит, пря­мой или косвенный участник по отношению к играющим — детям. Игра ком­пенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия воспита­телей и воспитанников, выводит на истинное сотрудничество, на «субъект-субъектные» способы взаимодействия, на партнерство.  (читать полностью)

[свернуть]

ВИДЫ ИГР, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр.

Спойлер

Детская жизнь может быть интерёсна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж. Разумное разнообразие игр ценно еще и потому, что в этих условиях становится возможным решение больших воспитательных задач — отношения детей друг с другом, усвоения норм жизни в детском возрасте, формирования характера и т.п. Возможности каждого ребенка лучше всего видны, если он участвует в разнообразных развлечениях. Дети играют “в войну”, “дочки-матери”, футбол и хоккей, ‘третий лишний” и лапту, шахматы и домино, “морской бой” и т.д. Существуют тысячи разнообразных игр, в основном хороших и полезных. Известны игры, рассчитанные только на конкретный возраст. Есть игры без Возраста, в них играют и дети и взрослые. Существуют и такие, в которые играют лишь взрослые люди (сложные карточные игры, любовные игры и др.). Считается, что у взрослых игры “для того, чтобы”, у детей — “потому, что”. Есть игры, приходящие и быстро уходящие из практики. Есть игры, восходящие на “Олимп вечности”, насчитывающие сотни, а то и тысячи лет своей истории (шахматы, карты, бильярд, футбол, хоккей и др.).
Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность. Национальные игры легко усваиваются мировым сообществом, У них фактически нет границ и преград. Игры способны сближать целые народы. Порою “эпидемия” какой-то из них охватывает целую школу, квартал, город, страну, все цивилизованные страны. Достаточно вспомнить известный «кубик-рубик» или аэробику. Дети очень восприимчивы к игровой “инфекции”. Стоит, например, ребенку сделать воздушного змея, запустить его высоко в небо, как это послужит сигналом к коллективному игровому творчеству многих детей.
Анализ игр можно проводить на широком историческом фоне, так как они передаются от поколения к поколению. Отдельные игры, даже целые типы игр, не меняются, другие меняются сильно, выделяют варианты. Различные культуры и социальные классы имеют свои излюбленные игры. С одной стороны, они могут забываться в силу различных социальных причин, уходить совсем из практики человека, сокращаться количественно; с другой стороны, количество игр растет по мере цивилизации досуга, создания индустрии развлечений. Они способны восстанавливаться, возрождаться, как птица Феникс. Игрой могут становиться утилитарные явления прошлого. К примеру, существовавший как атрибут охоты и войны арбалет (метательное оружие, усовершенствованный лук, употреблявшейся до изобретения огнестрельного оружия в средние века и ранее) стал в ХХ столетии аксессуаром досуга, игры, спорта. Правда, известно, что в этом значении его использовали женщины в период Средневековья. В России арбалет был известен как самострел во времена Ивана Грозного. Арбалет как игра возрожден эстонскими спортсменами в конце 70-х гг. нашего века. В 90-е гг. он распространен в досуговой практике 30 стран; в наше время проведено уже немало международных состязаний, созданы сотни клубов арбалетчиков. Поэтому понятна тенденция разобраться в игровом многообразии, навести здесь “порядок”, а именно классифицировать их, создать научно-методическое обеспечение каждого вида, класса игр отдельно.Детская жизнь может быть интерёсна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж. Разумное разнообразие игр ценно еще и потому, что в этих условиях становится возможным решение больших воспитательных задач — отношения детей друг с другом, усвоения норм жизни в детском возрасте, формирования характера и т.п. Возможности каждого ребенка лучше всего видны, если он участвует в разнообразных развлечениях. Дети играют “в войну”, “дочки-матери”, футбол и хоккей, ‘третий лишний” и лапту, шахматы и домино, “морской бой” и т.д. Существуют тысячи разнообразных игр, в основном хороших и полезных. Известны игры, рассчитанные только на конкретный возраст. Есть игры без Возраста, в них играют и дети и взрослые. Существуют и такие, в которые играют лишь взрослые люди (сложные карточные игры, любовные игры и др.). Считается, что у взрослых игры “для того, чтобы”, у детей — “потому, что”. Есть игры, приходящие и быстро уходящие из практики. Есть игры, восходящие на “Олимп вечности”, насчитывающие сотни, а то и тысячи лет своей истории (шахматы, карты, бильярд, футбол, хоккей и др.).
Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность. Национальные игры легко усваиваются мировым сообществом, У них фактически нет границ и преград. Игры способны сближать целые народы. Порою “эпидемия” какой-то из них охватывает целую школу, квартал, город, страну, все цивилизованные страны. Достаточно вспомнить известный «кубик-рубик» или аэробику. Дети очень восприимчивы к игровой “инфекции”. Стоит, например, ребенку сделать воздушного змея, запустить его высоко в небо, как это послужит сигналом к коллективному игровому творчеству многих детей.
Анализ игр можно проводить на широком историческом фоне, так как они передаются от поколения к поколению. Отдельные игры, даже целые типы игр, не меняются, другие меняются сильно, выделяют варианты. Различные культуры и социальные классы имеют свои излюбленные игры. С одной стороны, они могут забываться в силу различных социальных причин, уходить совсем из практики человека, сокращаться количественно; с другой стороны, количество игр растет по мере цивилизации досуга, создания индустрии развлечений. Они способны восстанавливаться, возрождаться, как птица Феникс. Игрой могут становиться утилитарные явления прошлого. К примеру, существовавший как атрибут охоты и войны арбалет (метательное оружие, усовершенствованный лук, употреблявшейся до изобретения огнестрельного оружия в средние века и ранее) стал в ХХ столетии аксессуаром досуга, игры, спорта. Правда, известно, что в этом значении его использовали женщины в период Средневековья. В России арбалет был известен как самострел во времена Ивана Грозного. Арбалет как игра возрожден эстонскими спортсменами в конце 70-х гг. нашего века. В 90-е гг. он распространен в досуговой практике 30 стран; в наше время проведено уже немало международных состязаний, созданы сотни клубов арбалетчиков. Поэтому понятна тенденция разобраться в игровом многообразии, навести здесь “порядок”, а именно классифицировать их, создать научно-методическое обеспечение каждого вида, класса игр отдельно.Детская жизнь может быть интерёсна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж. Разумное разнообразие игр ценно еще и потому, что в этих условиях становится возможным решение больших воспитательных задач — отношения детей друг с другом, усвоения норм жизни в детском возрасте, формирования характера и т.п. Возможности каждого ребенка лучше всего видны, если он участвует в разнообразных развлечениях. Дети играют “в войну”, “дочки-матери”, футбол и хоккей, ‘третий лишний” и лапту, шахматы и домино, “морской бой” и т.д. Существуют тысячи разнообразных игр, в основном хороших и полезных. Известны игры, рассчитанные только на конкретный возраст. Есть игры без Возраста, в них играют и дети и взрослые. Существуют и такие, в которые играют лишь взрослые люди (сложные карточные игры, любовные игры и др.). Считается, что у взрослых игры “для того, чтобы”, у детей — “потому, что”. Есть игры, приходящие и быстро уходящие из практики. Есть игры, восходящие на “Олимп вечности”, насчитывающие сотни, а то и тысячи лет своей истории (шахматы, карты, бильярд, футбол, хоккей и др.).
Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность. Национальные игры легко усваиваются мировым сообществом, У них фактически нет границ и преград. Игры способны сближать целые народы. Порою “эпидемия” какой-то из них охватывает целую школу, квартал, город, страну, все цивилизованные страны. Достаточно вспомнить известный «кубик-рубик» или аэробику. Дети очень восприимчивы к игровой “инфекции”. Стоит, например, ребенку сделать воздушного змея, запустить его высоко в небо, как это послужит сигналом к коллективному игровому творчеству многих детей.
Анализ игр можно проводить на широком историческом фоне, так как они передаются от поколения к поколению. Отдельные игры, даже целые типы игр, не меняются, другие меняются сильно, выделяют варианты. Различные культуры и социальные классы имеют свои излюбленные игры. С одной стороны, они могут забываться в силу различных социальных причин, уходить совсем из практики человека, сокращаться количественно; с другой стороны, количество игр растет по мере цивилизации досуга, создания индустрии развлечений. Они способны восстанавливаться, возрождаться, как птица Феникс. Игрой могут становиться утилитарные явления прошлого. К примеру, существовавший как атрибут охоты и войны арбалет (метательное оружие, усовершенствованный лук, употреблявшейся до изобретения огнестрельного оружия в средние века и ранее) стал в ХХ столетии аксессуаром досуга, игры, спорта. Правда, известно, что в этом значении его использовали женщины в период Средневековья. В России арбалет был известен как самострел во времена Ивана Грозного. Арбалет как игра возрожден эстонскими спортсменами в конце 70-х гг. нашего века. В 90-е гг. он распространен в досуговой практике 30 стран; в наше время проведено уже немало международных состязаний, созданы сотни клубов арбалетчиков. Поэтому понятна тенденция разобраться в игровом многообразии, навести здесь “порядок”, а именно классифицировать их, создать научно-методическое обеспечение каждого вида, класса игр отдельно.   (читать полностью)

[свернуть]

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ ИГРЫ
(фрагмент главы I «Игра учащихся в контексте культуры»)

Многолетнее исследование игр учащихся, сравнительный анализ психолого-педагогической литературы по игре, в том числе по теории возникнове­ния игры, позволяет представить спектр ее назначения для развития и самореализации школьников в их суверенной деятельности, отражающей многооб­разие окружающего мира и богатства человеческих отношений.

Спойлер

Игре присущи различные свершения, «исполнения», различная полезность, разный круг отражаемой деятельности, различные назначения-функции. Функциональность игры идет от запросов социальной практики, от психофизио­логических потребностей растущего ребенка и редуцирования человеческой [деятельности им. Функции игры — ее разнообразная полезность. У каждого |вида игры своя полезность. Существуют игра-труд, игра-искусство, игра-досуг, игра-праздник, игра-отдых, игра-загадка, игра-разрядка, игра-тренинг, игра-уп­ражнение, игра-развлечение, игра-спорт, игра-бессознательное влечение, игра-воображение, игра-ориентация, игра-коррекция, игра-общение, игра-со­общение, игра-риск и т. д. Существует игра, синтезирующая в себе многое из названного. В любом случае она есть свободное проявление разнообразных влечений индивида. Воспитательный потенциал игр дошкольников исследован достаточно пол­но. Отмечается их роль в познании мира, в развитии свойств интеллекта, в накоплении опыта коллективных эмоциональных переживаний, в физичес­ком развитии ребенка, в приобретении опыта нравственного поведения, в фор­мировании трудовых навыков, навыков культуры межличностных, коммуни­кативных отношений (дружба, партнерство, совместимость), опыта разнополовых и разновозрастных связей, в развитии чувства юмора и др. Пока недо­статочно исследован воспитательный потенциал игр учащихся.
Мы делаем попытку определения особых функций игры как педагогического феномена культуры, представляя их в данной работе предельно кратко.  (читать полностью

[свернуть]

О Стале Анатольевиче Шмакове

С.А. Шмаков родился 17 января 1931 года в г. Новосибирске в семье служа­щих. Наиболее важный след в жизни Сталя Анатольевича оставила мать. Обра­зованная, интеллигентная, она в необыкновенно сложных условиях после аре­ста мужа смогла воспитать в детях понимание подлинных ценностей, высоту духа и патриотизм.

Спойлер

В 1948 году Сталь Анатольевич поступил на факультет русского языка и литературы Новосибирского государственного педагогического института. Окончил его через два года — в 1950 году.
С 1950 по 1952 год обучался на историко-психологическом факультете того же вуза, по окончании которого был направлен в один из самых отдаленных районов Новосибирской области — Северный. Яркий, незаурядный талант сра­зу привлек к нему внимание окружающих. Вскоре С. А. Шмаков стал директо­ром школы, там же написал свою первую книгу. В те годы «Мосфильм» снял о нем документальный фильм «Сельский учитель».
Впервые в стране в Новосибирске С.А. Шмаков создал педагогический класс, городской педагогический клуб студентов и учителей при театре юного зрите­ля. Под его руководством здесь был организован базовый детский пионерский лагерь «Заслоновск» (экспериментальная площадка по распространению пе­дагогического опыта).
По инициативе С.А. Шмакова в Новосибирске впервые были проведены ин­структивные лагерные учебные сборы для подготовки студентов к работе в летних оздоровительных лагерях. Там же была разработана концепция зимне­го отдыха детей — «Снежная республика», лагерь при сибирском отделении АПН СССР и масса других прекрасных начинаний.
В 1963 году после знакомства с педагогом-новатором К.А. Москаленко Сталь Анатольевич переезжает в Липецк. С этого времени вся его жизнь связана с Липецким государственным педагогическим институтом. Старший препода­ватель, доцент, профессор, он возглавлял факультет физического воспита­ния и НВО, позже — факультет по работе с иностранными студентами, кафедру теории и методики воспитательной работы, кафедру социальной пе­дагогики.
С.А. Шмаковым написано и издано более тысячи научно-педагогических трудов (монографии, книги, пособия, статьи), опубликованных в России, Гер­мании, Албании, Польше, Чехии, Австрии, Италии, Китае. Много лет он пло­дотворно сотрудничал с редакцией периодического издания «Новая школа». В это время им опубликованы книги: «Ее величество игра» (1992), «От игры к самовоспитанию» (1993), «Игры-шутки, игры-минутки» (1993), «Досуг школь­» (1994), «Игры учащихся — феномен культуры» (1994), «Каникулы» ), «Лето, каникулы, лагерь» (1995), «Нетрадиционные праздники в школе»­ (1997).
Его книга «Нетрадиционные праздники в школе» получила Гран-при на Международной книжной ярмарке 122 стран в Москве, награждена дипломом и большой золотой медалью (1997). По его книгам учатся студенты университе­тов, педвузов, педколледжей, работают учителя и воспитатели.

Профессор Шмаков имеет несколько патентов в области теории воспитательной работы.
За активную работу по воспитанию подрастающего поколения Сталь Ана­тольевич был награжден сорока восьмью правительственными и ведомствен­ными наградами, в том числе медалями Чехии, Польши, ГДР, он — лауреат пяти международных, российских и областных премий в области образова­ния и журналистики (имени П. Скороходова, Я. Корчака, В. Сухомлинского, К. Москаленко, А. Макаренко).
В 1991 г. СА. Шмакову было присвоено высокое звание «Заслуженный учи­тель России».
Шмакова не стало 9 апреля 2000 года. Университет чтит его память. Ученики развивают идеи и традиции.

ШТРИХИ К ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ
В 1954 г. вышла первая книга СА. Шмакова «Использование наследия А.С. Макаренко». Всего им написано около 1000 статей по проблемам педагогики для центральных и региональных газет, среди которых «Известия», «Комсо­мольская правда», «Литературная газета», «Социалистическая индустрия», «Учительская газета», «Советская культура», «Педагогический калейдоскоп», «Совет­ская Россия», «Пионерская правда», «Липецкая газета», «Молодежный вестник», «Липецкое обозрение», «Золотой ключик» и др.
В 1957 г. СА. Шмаковым были разработаны проект и концепция Всерос­сийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок». В 1961 году лагерь был открыт.
В 1961 г. работал в Финляндии, создавал пионерскую организацию «Молодежь Суоми».
С 1958 по 1992 г. был членом редколлегии журнала ЦК ВЛКСМ «Вожатый».
С 1963 по 1993 г. руководил педагогическим клубом студентов и учителей Липецкой области «Радуга».
С 1974 г. работал в средних школах № 75; 24 г. Липецка учителем специаль­ных предметов, с 1976 по 1991 г. руководил лабораторией «Досуг школьника» на базе школ № 75; 24.
В 1975 г. разрабатывал, курировал проект строительства круглогодичного лагеря НЛМК «Прометей», готовил концепцию его деятельности. В настоящее время досугово-оздоровительный центр «Прометей» входит в число лучших лагерей России.
В 1976 г. выступал с лекциями в университетах Чехословакии и Польши.
С 1964 по 1999 г. С.А. Шмаков выступал с докладами на научно-практичес­ких конференциях, семинарах, с циклами лекций, спецкурсами, с авторской мастерской «Школа» (с греческого «досуг») в 314 городах России и за рубежом, в том числе в Варшаве, Праге, Братиславе, Берлине, Лос-Анджелесе, Сан-Фран­циско, Сан-Диего, Сан-Рино.
С 1985 г. С.А. Шмаков заведовал кафедрой теории и методики воспитатель­ной работы, социальной педагогики ЛГПИ.
В 1992 г. создал проект, по которому работали российская газета «Педаго­гический калейдоскоп» и издательство «Новая школа» (1-е место среди педаго­гической прессы России, 1995 г.).
В 1996 г. участвовал в создании проекта российского педагогического жур­нала «Мир образования» (1-е место среди педагогических журналов России, 1998 г.).
С 1996 г. был председателем экспертного совета Госкомитета России по де­лам молодежи по вопросам организации отдыха, оздоровления детей, подрос­тков, молодежи, поддержки инновационных программ и проектов, был вице-президентом Международной ассоциации исследователей «Дети и общество», членом президиума Международной ассоциации «Дети плюс» (ассоциация лет­них лагерей).
Сталь Анатольевич является автором шести сборников песен, автором и соавтором более двухсот песен, бардом-исполнителем.
С. А. Шмаков — автор пьес для кукольных театров «1002 ночь Шахерезады», «Фестивальный концерт» и др. Пьесы «Коза лупленая», «Три поросенка» (но­вый вариант) шли в Липецком кукольном театре. Автор сценариев публицис­тических телефильмов для РТР «Да здравствует Игра!», «Ка-ни-ку-лы!», «Я все могу» и др.
Автор и режиссер более трехсот сценариев и спектаклей большинства круп­ных праздников в г. Липецке и Липецкой области.

НОВАТОРСТВО С.А. ШМАКОВА
Имя С.А. Шмакова по праву стоит в одном ряду с именами выдающихся рус­ских и мировых педагогов-новаторов. Ученый и учитель, профессор, академик Сталь Анатольевич Шмаков разработал и ввел в педагогическую науку и прак­тику ряд идей и перспективных фундаментальных направлений. Под его руко­водством:
— разработана теория досуга молодежи и его педагогические основы;
— проведено системное исследование игры — феномена культуры;
— создана концепция коллективной творческой деятельности школьников в сфере свободного времени;
— изучено использование ролевой игры как дидактического средства моде­лирования действительности;
— осуществлено создание концепции учебных творческих сборов;
— осуществлено системное рассмотрение традиционных праздников уча­щихся;
— проведено исследование структуры свободного времени, в том числе школьных каникул;
— создана концепция взаимодействия детских, подростковых, юношеских организаций, ассоциаций, общностей со школой и личностью.

Идеи Шмакова легли в основу стратегии фонда «Социально-духовное раз­витие».

Научно-творческому наследию С.А. Шмакова посвящено:
— более полутора тысяч рецензий, отзывов, ссылок на труды и опыт в науч­но-методической и публицистической литературе;
— разделы музеев и музейных рекреаций в областном музее учителя (город Новосибирск); в музее «Наши земляки — крупные ученые страны» (город Татарск Новосибирской области); в педагогическом лицее № 24, в центре детс­кого творчества г. Липецка);
— ряд дипломных работ студентов (Н. Воронина, И. Апет и другие), напри­мер, «Педагогические инновации С.А. Шмакова»;
— на материалах экспериментальной работы защищено 26 кандидатских диссертаций;
— в глобальной компьютерной сети Интернет можно также обнаружить более 2000 ссылок на труды и творческий опыт педагога; следует отметить страницу сайта Общественного совета журнала «Мир образования», в органи­зации работы которого участвовал С.А. Шмаков; существует также Web-страни­ца педагогического объединения «Дети плюс».
Научное наследие профессора Сталя Анатольевича Шмакова огромно. Его перу принадлежит более тысячи научных и научно-педагогических трудов (монографии, книги, пособия, статьи), опубликованных в России, Германии, Албании, Польше, Чехии, Австрии, Италии, Китае. Много лет он плодотворно сотрудничал с редакцией журнала «Новая школа», имел 4 патента в области теории воспитания.

Основной объект исследований на протяжении всей его жизни – это теория и практика игры как источника культуры, как уникального средства формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала личности ребенка.
В главе «Научная деятельность» приведены выступ­ление Сталя Анатольевича на открытии конгресса Международного содружества лагерей в Америке, фрагменты докторской диссертации профессора Шмакова «Игра учащихся как педагогический феномен культуры» и несколько статей, опубликованных в журнале «Мир образования». Учитывая невозможность опубликования диссертации в полном объеме, в данном разделе представлены те части исследования, которые отражают замысел работы, ее логику и вклад автора в изучение феномена игры.

[свернуть]

Советы молодому специалисту при подготовке к занятию

Спойлер

1.Вчитывайтесь в раздел программы, который надо изучать на занятии.
2.Изучите материал этого раздела.
3.Проанализируйте учебный материал.
4.Сформулируйте цель занятия. Ответь на вопрос, чего бы ты хотел достичь в результате занятия.
5.Представьте коллектив данной группы, отдельных учеников, постарайтесь наметить их путь к выполнению задач занятия.
6. Выберите самые результативные методические приёмы для данной группы и для данных учеников.
7.Соразмерьте выбранные приёмы со своими возможностями, определите свои действия на занятии.
8.Продумайте структуру занятия, его ход.
9.Зафиксируйте всё подготовленное в плане или в конспекте.
10.Повторите про себя или вслух узловые моменты плана.
11.Проверьте себя:
-какие факты, какие общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на занятии;
– какое умение формируется на данном занятии;
– какие мировоззренческие понятия, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на данном занятии;
– какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.
12. Приходите в кабинет немного раньше начала занятия, Убедитесь, всё ли готово к занятию, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО. Входите в кабинет последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Осмотрите класс, обязательно переведите взгляд на недисциплинированных ребят. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность начала занятия, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз всё меньше и меньше времени.
13.Начните занятие энергично. Не задавайте ученикам вопрос: кто не выполнил домашнее задание? Это приучает к мысли, будто невыполнение самостоятельного домашнего задания – дело неизбежное. Необходимо вести занятие так, чтобы каждый ученик с начала и до конца занятия был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделие – бич дисциплины.
14. Используйте Региональный компонент. Увлекайте учащихся интересным содержательным материалом, умственным напряжением, контролируйте темп занятия, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво, кто увлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
15. Обращайтесь немного чаще с просьбами, вопросами к тем, кто может заняться на занятии другим делом.
16. Мотивируя оценки знаний, предайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Дайте указание ученику, над чем следует работать, проверьте выполнение данного задания. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указание педагога надо обязательно выполнять.
17. Объективно оценивайте знания ученика, для оценки поведения пользуйтесь отметками за поведение и прилежание.
18. Заканчивайте занятие общей оценкой работы группы и отдельных учеников. Пусть воспитанники испытывают чувства удовлетворённости от результатов труда на занятии. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных детей, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
19. Прекращайте занятие вовремя. Напомните об обязанностях дежурного.
20. Удерживайтесь от излишних замечаний.
21. Обходитесь без помощи других. Помните: налаживание дисциплины, может быть, – единственная область педагогической практики, где помощь коллег идёт не на пользу педагогу. Обратитесь за помощью к самим ученикам. С нарушителем, которого группа не поддерживает, легче справиться.
22. Не допускайте конфликтов с целой группой или со значительной частью группы, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
23. Помните: там где есть сомнения в правоте педагога, не говоря уже о тех случаях, когда его бесспорна, конфликт должен развязываться в пользу учеников.

Помните слова Н.А. Добролюбова: «Справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников».

[свернуть]

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

Спойлер

1.Каково место данного занятия в теме? Как занятие связано с предыдущими, как это занятие работает на последующие занятия.
2.Краткая психолого-педагогическая характеристика группы (количество слабо успевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании занятия?
3.Какова триединая дидактическая цель (ТДЦ) занятия (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ занятия, обосновать показатели реальности урока.
4.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью занятия. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на занятии.
5.Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы занятия? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
6.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.
7.Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
8.Психологическая атмосфера на занятии, обобщение учащихся и педагога.
9.Как вы оцениваете результаты занятия? Удалось ли реализовать все поставленные задачи занятия? Если не удалось, то почему?
10.Наметить перспективы своей деятельности.

[свернуть]